Назад на предыдущую страницу

2 августа 2013

Деятели кино от Владивостока до Москвы – о перспективах ЛГБТ-кино в России и о свежих мировых хитах.

ПРОДОЛЖЕНИЕ: первую часть интервью читайте здесь

Таня Лабок: С момента триумфа «Жизни Адель» произошло немало ярких и значимых событий в фестивальной жизни, как для мирового киноландшафта, так и для ЛГБТ - сообщества.

Голландский фильм «Маттерхорн» режиссера Дидерика Эббинге – трогательное произведение о сближении двух мужчин на грани гомосексуальности и драме их осуждения окружающими, не только среди прочих ЛГБТ-фильмов («Жизнь Рози» Швейцария, «Чужие воспоминания» Бразилия) был включен в конкурсную программу Московского Международного Кинофестиваля (ММКФ), главного российского киносмотра, но и неожиданно для современных российских настроений завоевал приз зрительских симпатий.

Прошел кинофестиваль в Карловых Варах, традиционно с основательной представленностью ЛГБТ-фильмов в программе. Завершился фестиваль молодого европейского кино Voices в Вологде. Впереди множество интересных кинособытий, включая осенние: Венецианский кнофестиваль, Pacific Meridian во Владивостоке, Международный кинофестиваль современного кино «2-in-1» в Москве , ну и, конечно, по умолчанию - наш любимый очередной «Бок о Бок»!

К нашему разговору с Сэмом Клебановым (президент кинопрокатной компании «Кино без границ») и Алексеем Медведевым (директор кинофестиваля «2-in-1») присоединились Андрей Василенко (отборщик, кинофестиваль Pacific Meridian), Игорь Гуськов (программный директор, кинофестиваль Voices), киновед и продюсер Антон Мазуров. Мы поговорили с ними о прошлых и будущих ЛГБТ-фильмах в программах курируемых ими кинофестивалей, о принципах отбора и цензуре, крупных кинофестивалях весеннее-летнего сезона, свежем опыте киносмотрения и просто о любимом ЛГБТ-кино. Не обошлось и без упоминания всем киносообществом нынче обожаемой «Жизни Адель».

Таня Лабок: «Жизнь Адель». Антон, Андрей, присоединяйтесь к нашему разговору о «Жизни Адель». Насколько я знаю, вы тоже присутствовали на премьере фильма в Каннах. И кажется, это одна из самых долгожданных лент за последнее время во всех смыслах.

Антон Мазуров

Антон Мазуров: Кешиш - режиссер немолодой, который при этом никуда не торопится и заслужил золото еще раньше, на мой вкус, за фильм «Кус-кус и барабулька» (2007). Это очень большой режиссер тунисского происхождения, абсолютный интеллектуал, абсолютная живая рефлексия, абсолютный экспериментатор с точки зрения эстетики кино. Фильм «Жизнь Адель» зарифмован с Мариво (здесь и далее комментарии куратора рубрики: Пьер Мариво - французский комедиограф и романист первой половины 18 века). Жизнь юной девушки, ее жизнь в трепещущем состоянии, она ищет себя, там очень подробно показаны любовь и секс, и, в том числе, гетеросексуальные сцены, они тоже есть в фильме. Героиня просто открыта жизни, и все, что мало-мальски есть живое и энергичное, ее привлекает, и она на это абсолютно с содранной кожей реагирует. Это очень большое кино, оно дает возможность понять человеческую душу, это собственно такой кинематограф воспитания, как когда-то была литература воспитания.

Андрей Василенко: «Жизнь Адель». Тут я объективен больше, чем кто бы то ни было: до этого фильма у меня было очень сложное отношение к творчеству Кешиша. Ему, безусловно, не зря отдали приз. Основная заслуга Кешиша в том, на мой взгляд, что на поле однополой любви, изначально лишенном коннотаций социальных, где чистота и равенство внутри отношений, ему на этом поле очень легко удалось развить социальные темы и политические. Фильм о тех проблемах, с которыми столкнулась сейчас Европа. Так же, как и «Незнакомец у озера» (режиссер Ален Гироди, Квир Пальмовая ветвь, Канны 2013), хотя последний и переполнен элементами, свойственными гей-среде, это в большой степени социальное кино. И тот, и другой фильм - универсальное высказывание о том, что такое любовь, и что это высшее интерсубъективное ощущение. Они не останутся на территории гетто; это фильмы, интересные широкой публике, что случается крайне редко, к сожалению. Кстати, мы очень хотим показать у себя на фестивале «Жизнь Адель», но с этим могут быть проблемы: версия в Каннах была рабочая, и мы сейчас все еще ждем ответ, успеют ли смонтировать окончательный вариант к началу нашего фестиваля (даты проведения Pacific Meridian - с 7 по 13 сентября).

Андрей Василенко

Таня Лабок: Следуя календарю фестивальной жизни, после Каннов случился ММКФ, затем кинофестиваль в Карловых Варах. ЛГБТ-фильмы на ММКФ - давайте поговорим об этом. Сначала включение в конкурсную программу, а потом присуждение приза зрительских симпатий голландскому фильму «Маттерхорн», конечно, наделало много шуму. Поделитесь, пожалуйста, кто из вас был очевидцем?

Сэм Клебанов: Я не смотрел всю конкурсную программу, но «Маттерхорн» я посмотрел. Это фильм, явно заслуживающий приза зрительских симпатий, очень достойное кино. В этом смысле мизулинская пропаганда никак не отразилась на фестивальных зрителях. Примерно как настойчивое продвижение православия не сделало россиян более религиозными. Почему фильм был показан в конкурсе? Тут надо отдать должное отборщикам: если они видят хороший фильм, то они за него цепляются, и ЛГБТ-тематика им не помеха. Плюс, конечно, они немного показывают свою самостоятельность таким образом и нежелание следовать указаниям, которые действительно у всех нормальных людей вызывают отвращение. Да, это не то чтобы классический ЛГБТ-фильм, это не история любви двух мужчин: между героями нет гомосексуальной связи, хотя остальные персонажи фильма думают, что у них там содом и гоморра. Это абсолютно гуманистическая история, гомосексуальная тема возникает, но на периферии фильма. Сделано оно убедительно, трогает зрителя: не зря они за него проголосовали! И нужно иметь в виду, что это изначально зрители ММКФ, которые проголосовали, а не зрители какого-то захолустного городка. Хотя, мне кажется, и в захолустном городке, если бы жители пошли на кинофестиваль, они бы воспринимали все вокруг более открыто и толерантно.

Плакат фильма «Маттерхорн»

Алексей Медведев: «Маттерхорн», к сожалению, я не видел, но вот я сейчас еду как раз из Карловых Вар, и там «За канделябрами» Стивена Содерберга был показан на закрытии, при полном аншлаге, под бурные аплодисменты зала. В Карловых Варах вообще было показано немало ЛГБТ-фильмов: Чехия в плане толерантности опережает нас на несколько шагов, в этом нет сомнения. «За канделябрами» - история гомосексуальной любви, очень подробно и виртуозно прописанная. Не то, чтобы это один из моих любимых фильмов, но, как минимум, очень достойное кино.

Таня Лабок: Итак, возвращаясь к календарю. Игорь, ваш фестиваль недавно прошел. Алексей, Андрей, ваши кинофестивали впереди, осенью. Поделитесь, пожалуйста, деталями программы: было ли ЛГБТ-кино в программе прошлых фестивалей, будет ли на предстоящих?

Игорь Гуськов: У нас было на фестивале в этом году три ЛГБТ-фильма, и это были истории, которые трогают людей, это интересные режиссеры, поэтому эти фильмы и попали в нашу программу. Потому что не тематика определяет попадание того или иного фильма в нашу конкурсную или не внеконкурсную программы. А качество фильма, режиссёрская, сценарная работа, так же как и работа актёров. В общем, всё вместе определяет. 

Вы задаёте конкретный вопрос про фильмы ЛГБТ-тематики в нашей программе. Меня такая постановка вопроса изначально коробит. Потому что прежде всего важно, получился ли фильм, рассказана ли история, оставляет ли он какой-то след в душе зрителей. То есть такое, на мой взгляд, искусственное разделение, не совсем продуктивный путь. Но если опираться на ваше разделение фильмов на те, что затрагивают ЛГБТ-темы или нет, то тоже могут возникать сложности в отнесении каких-то фильмов к этой категории. Например, есть такой фильм «За холмами» (режиссер Кристиан Мунджиу, 2012, приз за сценарий и Приз за роль двум главным актрисам на кинофестивале в Каннах в 2012 году), и мы его с успехом два раза показали во внеконкурсной программе фестиваля.

Призы кинофестиваля Voices

Так вот, любому, смотрящему фильм, понятно, что имеются в виду какие-то взаимоотношения, существовавшие в юности между двумя героинями, хотя ни разу за весь фильм это не было никак проговорено и чётко не объяснено, что же у них были за отношения. То есть неоднозначна сама классификация: относить какой-либо фильм к ЛГБТ-кино или не относить.


Фильм «Маттерхорн» у нас на фестивале был показан в этом году в программе «Страна тюльпанов», потому что в этом году проходит год голландской культуры в России, и у нас под кино Нидерландов была выделена специальная программа, а этот фильм мы взяли еще задолго до ММКФ, сразу после того, как увидели в Роттердаме, где этот фильм, кстати, получил приз зрительских симпатий. И тут мы интересную параллель можем провести. Как вы знаете, позднее он получил приз зрительских симпатий также и на ММКФ – и это, на мой взгляд, свидетельство того, что у нас публика хоть и расхожа в чем-то с западной, всё равно откликается на истории, которые очень эмоциональные, которые четко прописаны и где расставлены акценты. У нас в Вологде я не могу сказать, что ломился зал на его показе (было около 90 человек), но мы и показывали его не в самый удобный час, в будний день в 2 часа дня, и на таком сеансе было столько людей! Я считаю, что это успех, и при том, что как программный директор, непростые фильмы я всегда представляю зрителям, что-то рассказываю и, соответственно, этот фильм я тоже представлял. После сеанса ждал, признаться, разной реакции, но когда люди выходили из зала, они были потрясены.

Что касается фильма «Парад» (режиссер Срджан Драгоевич, 2011, прокатная компания «Кино без границ»), он тоже шел в неудобное время: хоть и вечером, но в одно время с фильмом церемонии закрытия. И тоже был почти полный зал.

Третий фильм? «Тост», английская комедия 3-летней давности про мальчика, про которого мы достаточно быстро понимаем, что он гомосексуален, но авторов в первую очередь интересует не это! А взаимоотношения парня с его мамой и дорога молодого героя к мечте - стать классным и признанным поваром, что на его ориентации нет никакого акцента, фильм не об этом. Авторам важен характер героя, а то, что он гомосексуален: бывают такие люди, бывают другие. Так что в фильме, который остаётся очень яркой и милой комедией, ЛГБТ-вопрос подается очень обыденно.

Андрей Василенко: Так вышло, что у нас на фестивале из года в год в каждой программе есть фильмы с квир-проблематикой. Наш фестиваль полностью делается во Владивостоке, и, несмотря на то что он финансируется из краевого бюджета, у нас никогда не было цензурных проблем, отборочной комиссии дают свободу: мы слишком далеки от центра. Про отбор фильмов для программ: мы просматриваем программу крупных фестивалей, например, того же Берлинале, где всегда очень много ЛГБТ-кино. Это обычно представляющие ценность фильмы с художественной точки зрения, прежде всего, и это непременное для нас условие. У нас на сайте, кстати, вот-вот запустится мой авторский блог, где будут публиковаться самые ожидаемые фильмы фестиваля, и там одна из рубрик будет посвящена ЛГБТ-фильмам.

Открытие кинофестиваля Pacific Meridian, Владивосток

На фестивале мы показываем разные фильмы – был и  «Shortbus» (режиссер Джон Кэмерон Митчелл), и прекрасная работа Цай Мин Ляня «Не хочу спать одна» и множество фильмов, где так или иначе возникали гомосексуальные сюжеты.  В этом году? «Незнакомец у озера» будет точно у нас.В рамках специальной программы, посвященной столетию индийского кинематографа,  будет показан индийский фильм «Читрангада»  Ритупарно Гхош, известного  в Индии режиссера и активиста, отстаивающего права ЛГБТ, который в этом году скоропостижно умер.

Алексей Медведев: В программе кинофестиваля был не один такой фильм, потому что любой большой художник, который исследует человеческую природу во всей ее глубине и во всем ее объеме, естественным образом исследует и путь сексуального желания, который может человека преломить к самым разным выборам (вовсе не обязательно гетеросексуальному). В какой-то момент кто-то из коллег меня даже спрашивал, не слишком ли много у меня в программе ЛГБТ-фильмов. У меня действительно был такой год, и все это были, с моей точки зрения, замечательные фильмы. Это был фильм Ксавье Долана, его дебют «Я убил свою маму», который получил главный приз на моем кинофестивале. Был еще более замечательный фильм чешского режиссера Богдана Сламы (это, наверное, не имеет значения, но тем не менее, абсолютно гетеросексуального человека) «Сельский учитель», который представил один из наиболее емких для меня портретов гомосексуальной любви. Я также показывал его в конкурсе. Ну и еще очень-много других фильмов, потому что я опять-таки повторюсь: нет такого понятия, как ЛГБТ-фильм, есть фильмы вообще, и любой художник, который, хоть сколько-нибудь дает себе задание задуматься о человеческой природе, понимает, что в ней есть различные проявления сексуальности.

Таня Лабок: Сэм, Антон, про кинофестиваль вас спросить не могу. Так что, если позволите, про ваши любимые ЛГБТ-фильмы. Что для вас этот жанр, и в чем сила - художественная или иная - самых лучших его образчиков?

Антон Мазуров: Если говорить о ЛГБТ-кино как об отдельно существующем жанре, то будет много оговорок. Важно различать одни так называемые ЛГБТ-фильмы от других. Знаете, когда приходите в Штатах в магазин, там для удобства покупателей все фильмы структурированы, разложены по полочкам. Ну и, например, есть полочка с надписью «гей-фильм». Обычно все, что там лежит, в большинстве своем, - это просто какой-то мусор, вторичные режиссеры, поделки. Я это называю «производственное кино», наподобие того, как в советские годы снимали производственный фильм про какой-нибудь сталелитейный завод. В общем, оно не представляет для меня никакого интереса. Есть еще один вариант, вроде как иллюзорный, когда под ЛГБТ-кино подпадают любые фильмы, которые проходят под категорией «бадди-муви» (то есть в переводе «приятельский фильм», такая есть американская категория). Два дружка или две подружки путешествуют или что-то совершают вместе, функционируют вместе на экране, и делаются лукавые «десятки»: такие фильмы включают в лучшие десятки гей-, лесби-фильмов века и т.д. и т.п.. Хотя вот те же небезызвестные «Тельма и Луиза» Ридли Скотта - да, наверное, они туда относятся, и оно работает на сюжетном уровне: неслучайно режиссер их назначил лесбиянками, это фильм, в том числе, об этом взгляде и об этой психологии.

Кард из фильма «За канделябрами», режиссер Стивен Содерберг

Один из самых любимых в настоящее время фильмов с ЛГБТ-тематикой - фильм, который в этом году показали в Каннах, картина Стивена Содерберга «За канделябрами», и который в этом году показали в Каннах. В общем, он мог бы по уровню режиссуры, по стандартности и не попасть в конкурс, но там совершенно фантастическая роль сыграна Майклом Дугласом. Так получилось, что в 72 года он сыграл свою лучшую роль в кинокарьере. Я был абсолютно фрустрирован, что он не получил Золотую пальмовую ветвь - моя персональная Золотая пальмовая ветвь однозначно ушла ему. Фильм снят по реальной автобиографии совершенно отталкивающего в чем-то и в то же время потрясающего героя, я бы даже сказал живого гротеска на гея, умершего от СПИДА в 1987 году, богатейшего пианиста Либераче. Его партнером в фильме был Мэтт Дэймон, такой великий работоголик американского кино, который выглядит вроде бы абсолютным реднеком, но может при этом сыграть все, что угодно (геев, кстати, он играет уже не первый раз). Но его актерская игра заключается в поддержке сюжетной, а вот то, с какой теплотой играет Дуглас, виртуозно, с прищуром, то, насколько нюансирована эта роль- это, конечно, удивительное зрелище.

Сэм Клебанов: В настоящий момент, наверное, «Жизнь Адель» мой любимый фильм. Потому что самый свежий, самое сильное впечатление. Плюс на схожую тему «Покажи мне любовь» Лукаса Мудиссона. Это был четвертый фильм, который я выпустил в своей жизни в прокат. И это был наш прорыв, компании «Кино без границ». Хотя мы до того выпустили Такеши Китано «Фейерверк» и Михаэля Ханеке «Забавные игры». Тогда еще не существовало арт-хаусного проката, так что нас заметили с этим фильмом. В 1999 году фильм вышел празднично, привезли актеров. Это фильм о подростках, и если кто-то сказал бы мне тогда, что 15 лет спустя фильм будут запрещать для подростков как пропаганду гомосексуализма, я подумал бы, что это какой-то бред: надо же двигаться вперед, а не назад! Фильм абсолютно чистый, нежный: одна девочка влюбляется в другую, им по 15 лет, там даже нет ни одной сексуальной сцены. Это про чувства фильм, про смелость противостоять большинству, которое и в Швеции может быть нетолерантным. Я помню, какой был праздник, когда выпустили фильм, какой для нас был успех. И сейчас спросишь любую девушку 25-35, и она скажет: «Я выросла на этом фильме». Причем я не могу сказать, что эти самые девушки вдруг массово поддались на «пропаганду» и сменили свою ориентацию. А кому-то фильм помог осознать себя и открыться своим чувствам. Кино ведь никого не пытается перековать - оно пытается объяснить людям важность быть самим собой.

Кадр из фильа «Покажи мне любовь», режиссер Лукас Мудиссон

Еще хороший фильм был «Братья C.R.A.Z.Y.” режиссера Жан-Марка Валле. Симпатичная ретро-картина: пять братьев в семье, и один из них, самый младший, осознает себя другим и. Фильм о том, как он растет со всем этим.

А, вот еще: югославский фильм «Парад»  (режиссер Срджан Драгоевич). Вы видели его? Посмотрите, это абсолютно замечательная картина. Активисты в Белграде пытаются устроить гей-парад. Это на самом деле народная комедия, которая стала хитом в странах бывшей Югославии, которая, к слову, еще более гомофобна, чем Россия, и просто сорвала там кассу. Группа активистов пытается устроить гей-парад, а местные скинхеды обещают их побить. В итоге охранять их вызывается небольшая группа таких закаленных в боях ветеранов балканских войн. Картина чумовая, абсолютный перепев «Семи самураев»(режиссер Акира Куросава).  

Таня Лабок: Сэм, и напоследок вопрос к вам, как к организатору кинопроката основного объема авторского кино у нас в России. Каковы нюансы и каковы перспективы проката ЛГБТ-кино?

Сэм Клебанов: Я должен признаться, что как прокатчик я покупаю меньше ЛГБТ-фильмов, чем вижу хороших ЛГБТ-фильмов и не потому, что я чего-то боюсь или стесняюсь, просто, к сожалению, я вижу проблему с реализацией для них, потому что покупая фильм, я должен понимать, что я его продам. Когда я увидел «Жизнь Адель», я подумал: провокационный, но это такая мощная картина, что, наверное, что-то удастся с ней сделать. Но «Жизнь Адель» это абсолютно выдающаяся картина, такие появляются не каждый год.

Сейчас мы будем брать больше фильмов, так как сейчас мы все более и более активно будем представлены на легальных интернет-ресурсах, а опыт других стран показывает, что там такие фильмы пользуются большим спросом. Пойти на фильм с явной гомосексуальной тематикой, если это, конечно, не Педро Альмодовар и не призер Каннского фестиваля, это немножко такой камин-аут. А дома посмотреть - люди смотрят дома такие фильмы намного активнее и охотнее, чем в публичных местах. Цифры сборов в других странах на интернет-ресурсах внушают надежду. Мы даже сейчас думаем открыть свой сервис и обязательно на нашем сайте, на нашей платформе сделаем ЛГБТ – раздел. Я вижу спрос, а мы как добропорядочные бизнесмены этот спрос должны удовлетворять, ну и заодно хорошее дело развивать.

********************************

Таня Лабок: Как ответственная за авторство должна признаться: совместной встречи и общего разговора не было, интервью были взяты по телефону, в приватной беседе с каждым. А вот постановка одних и тех же вопросов позволила объединить ответы внутри одной статьи, сформировать некий поток, виртуальный обмен мнениями. Надеюсь, это получилось хоть в какой-то степени. Сердечное СПАСИБО всем моим собеседникам. Я благодарна случаю за знакомство и беседу с интереснейшими людьми, увлеченными профессионалами и прожженными гуманистами. Не хочется впадать в пафос и патетику, но до чего сложно удержаться от финального: «вместе сделаем мир лучше». 

 Комментарии



Опубликовать в социальные сервисы