
17 Декабря 2009 Впечатления о втором кинофестивале «Бок о Бок» Я люблю кино. Лет десять назад, будучи юной и невинной девицей, я бы умерла от счастья, если мне довелось побывать на фестивале "Бок о Бок". В годы моей бурной молодости, когда слова "безлимитная выделенка" и "гомосексуальные браки" звучали одинаково экзотично и недостижимо, любое ЛГБТ-кино приходилось ловить не в самых рыбных водоемах: либо в ночном эфире околоцентральных каналов, либо в отделе видеокассет (это такие черные коробочки с пленкой внутри) на английском языке. Да, именно на английском - почему-то Грааль оказался непереводимым, но импортируемым. И если вы думаете, что столько не живут, то вас нам определенно не хватало на встрече с Махиде Лайн и Ольгой Краузе, которые рассказывали о кинофестивале 1994-ого года и о российском ЛГБТ-движении в 90-е. Я уже не юная девица, да и технология помогает не дежурить у телевизора, но фестиваль от этого не оказался менее ценным. Программа была совершенно разнообразной. Как и места проведения показов. Консульства и культурные центры, пресс-клуб "Зеленая лампа" и собственный зал "БоБ" показывали игровое, короткометражное и документальное кино, а гурманы смаковали ретроспективную программу фильмов Веймарской республики. "Бок о Бок" - это прежде всего кино, причем отобранное вручную, качественное, стоящее просмотра и разочарования, что физически не возможно посмотреть все, если только имя Ваше не Гермиона Грейнджер. Часть программы досталась в наследство от запрещенного в прошлом году фестиваля, поэтому невольно удивляешься, чего же боится наше государство, когда не разрешает смотреть кино, наполненное смыслом и любовью?
Пересмотрев Веймарское кино до открытия, я была готова к чему-то более цветному и рискованному. Меня бесконечно тронул израильский художественный фильм "Связанные руки" (2006), на котором присутствовало максимум человек десять. И очень зря! Так, как я каждым нервом ощущала скитания матери умирающего сына, я кино не смотрела давно. К сожалению, судя по комментариям в зале после показа, это кино не для всех. Хитом стали короткометражки. Будучи обделенной клиповым сознанием, мне подавай кино продолжительности "Титаника", а тяжести "Пианистки". Тем не менее я порадовалась серии "Без бикини" и прекрасному фильму "Частная жизнь" (2006), рассказывающем о двойной жизни работницы одной английской фабрики в 1952-ом году. Даже мои гетеросексуальные друзья до сих пор вспоминают и спрашивают, почему их - короткометражек - еще нет на сайте, а то хочется пересмотреть. Великая сила кино! Кстати о друзьях. И аудитории в целом. Фестиваль стартовал за себя и за неудавшегося первенца: в Гете-институте не то что бы некуда было сесть - голову к стене негде было прислонить. Таких открытых лиц я не ожидала увидеть. Наш чудесный город, который с вечно отсутствующим солнцем напоминает выжившую территорию после ядерной катастрофы, вмещает огромное количество открытых людей с горящими глазами. Мне посчастливилось дважды говорить перед ними. Ощущение комфорта и уюта близкое к домашнему - на условной кухне собралось больше людей, чем способно вместить помещение, стулья и стены. Входящим хочется предложить тапочки и спросить, как у них дела.
В моем личном штате Айдахо тоже шли перестрелки. Близких волновало, зачем же сообщество устраивает кинофестиваль. "Бок о Бок" - это прежде всего кино. Но не только. Когда ты растешь в обществе, где гомофобия - норма, то очень страшно быть объектом ненависти окружающих. Когда у тебя нет ни одного литературного персонажа, ни одного киногероя, ни одной истории и ни одного человека, с которыми ты мог бы себя идентифицировать, возникает ощущение собственной двухголовости. Именно поэтому уровень самоубийств среди ЛГБТ-подростков выше, чем у их гетеросексуальных сверстников. Именно поэтому видимость имеет такое большое значение. Фестиваль "Бок о Бок" показал тем, кто сомневался, что вне зависимости от того, что говорят российские политики, религиозные деятели, коллеги, знакомые и родственники, каждый из ЛГБТ-сообщества был сотворен точно таким, какой он есть, что он так же значим и достоин любви, как и любой другой человек. Я надеюсь, когда-нибудь фестиваль будет проходить в больших залах, а мне не придется каждую статью сопровождать речью о правах человека. Я не активист, я просто люблю кино. Наталья Макарова |