Назад на предыдущую страницу

9 декабря 2009

Не Такой, как все: через знание к справедливости

Не такой, как все" (1919)  - это совместная работа режиссера Рихарда Освальда и сексолога Магнуса Хиршфельда, которая является частью серии просветительских фильмов, возникших в Веймерской республике в период либерализации цензуры, открывшей окно возможностей для кинематографистов. К сожалению, этот первый в мире фильм, полностью посвященный гомосексуальности, испугал немцев задолго до прихода нацистов. Он был снят с проката и запрещен к показу где бы то ни было, кроме медицинских учреждений. Когда же к власти пришли нацисты, он был уничтожен из-за своей оценки гомосексуальности как естественного явления, борьба с которым не просто бесполезна, но и губительна.

Картина показывает разрушительные действия закона против гомосексуалов, рассказывая историю жизни талантливого скрипача Пауля Кёрнера (Конрад Файдт, "Кабинет доктора Калигари", "Багдадский вор", "Касабланка"). Курт Зиверс (Фритц Шульц), не пропускающий ни одного концерта, подается к нему в ученики. Родители Курта высказываются против скрипки в пользу более практичной профессии, но успехи в музыке сближают его с воодушевленным учителем. В ответ на настойчивые просьбы родителей жениться, Пауль отсылает их на прием к сексологу Магнусу Хиршфельду, который в буквальном смысле научно-популярно объясняет им, что их сын гомосексуал. Позже на лекцию к этому же сексологу Пауль отправит влюбленную в него сестру Курта. Оригинальный способ каминг-аута, зато без истерик и с подробным рассказом специалиста о всем, что вы хотели знать о гомосексуальности.

В своей юности Пауль был убежден в собственной ненормальности, от которой хотел избавиться. Когда гипноз оказался бездейственным, он обратился к Хиршфельду, который рассказ ему о естественной природе его гомосексуальности, добавив, что "даже гомосексуал может сделать вклад в развитие человечества". К сожалению, годы отчужденности и самотерзания сделали Пауля по-детски наивным и доверчивым, готовым любить первого встречного в гей-баре, которым, на его беду, оказался профессиональный шантажист Боллек. Этот опыт делает Пауля еще более одиноким, пока он не встречает искреннего Курта.

Из-за статьи 175 Уголовного кодекса отношения Пауля и Курта становятся легкой добычей Боллека. По закону в редакции от 1871-го года "противоестественное прелюбодеяние между лицами мужского пола ... наказывается тюремным заключением с возможным лишением гражданских прав". По сути же резонанс гораздо шире. Фильм начинается с того, что Пауль читает в газете о серии самоубийств, мотивом которых подозревает 175-ую статью. Он представляет историческую процессию жертв, среди которых Чайковский, Леонардо, Оскар Уайльд, Король Пруссии Фридрих II и Король Баварии Людвиг II. Они, разумеется, не были жертвами статьи 175, но в определенной степени стали жертвами гомофобии, которая ее породила.

Вымогательство Боллека ставит Пауля перед сложным выбором: стать узником шантажиста или закона. Он рискует всем ради свободы и справедливости и оказывается на скамье подсудимых.

В том виде, в котором фильм показывается сегодня, он был реконструирован в 1999-ом году в буквальном смысле по крупицам того, что было развеяно после сожжения нацистами целого пласта гомосексуальной культуры. Остался урезанный и переделанный фильм под названием "Законы любви" (1927), который был сохранен московским Госфильмофондом (как это ни странно в нашем гомофобном обществе) и восстановлен Музеем кино города Мюнхен. Описания оригинального фильма взяты из публикации в "Ежегодном обозрении для людей с иной ориентацией" (от 1919-го года) и из современных журналов, предоставленных музеем истории кино Берлина. Также использовались работы Магнуса Хиршфельда, находящиеся в Государственной библиотеке Мюнхена, фотографии из архивов Британского киноинститута в Лондоне и Музея кино в Берлине и эссе Джеймса Стейкли "Кино и цензура в Веймарской республике: "Не такой, как все", опубликованное в 1999-ом году в журнале "Film History".

Собранный из того, что уцелело после нацистов, фильм отяжелел словами и фотографиями, которые заменяют потерянные кадры. Во всяком случае, это дает представление о том, какой он, возможно, был изначально. Тем не менее, в нацистских пожарах не потерялась суть фильма и главный призыв Хиршфельда к борьбе за свои права. Игра актеров немого кино делают "Не такой, как все" не просто обязательным, но и приятным для просмотра. Звезда мирового масштаба, Конрад Файдт передал всю радугу эмоций, которые испытал Пауль Кёрнер за свою несчастную жизнь, облагороженную лишь музыкой и Куртом.

Изначально заявленный как "санитарно-гигиенический фильм", он прямолинейно выполняет образовательную функцию. Известный сексолог Магнус Хиршфельд появляется в роли себя, чтобы рассказать родителям Пауля, сестре Курта, а также зрителям о природе гомосексуальности и о вреде вмешательства в природу. Известный борец за права геев, Хиршфельд также призывает бороться "через знание к справедливости". Результатом деятельности основанного им в 1919-ом году в Берлине Института сексуальных наук стало более либеральное отношение власти и общества к лицам с гомосексуальной ориентацией. Работы Инстута запечатлены в фильме Розы фон Праунхайма "Эйнштейн секса" (1999). 

Основной целью просветительской борьбы Хиршфельда было упразднение 175-ой статьи, против которой выступает и "Не такой, как все". Благодаря ей, в преступлении без жертв жертвами шантажистов становятся сами гомосексуалы. Петицию Хиршфельда за отмену статьи подписали такие люди эпохи как Эйнштейн, Золя, Рилке, Гессе, Цвейг и другие. Начиная с 1898 года, в течение более двадцати лет она штурмовала Рейхстаг, но до прихода нацисткой партии, несмотря на прогресс в либерализации правительства, закон отменен не был. В 1935-ом году статья ужесточилась вплоть до того, что состав преступления существует, если "объективно было задето общее чувство стыда и субъективно было желание возбудить сладострастное желание одного из двух мужчин или третьего мужчины". После разделения Германии в ГДР вернулись к формулировке 1871-ого года, а в 1968-ом году осталось только наказание за гомосексуальный акт с несовершеннолетними. В ФРГ же до 1969-го оставалась редакция 35-го года. За послевоенные годы под следствием было более 100 тысячи человек, осуждено более 50 тысяч, что соизмеримо с количеством осужденных в Третьем рейхе. Статья была окончательно отменена после объединения в 1994-ом году, почти сто лет после того, как Хиршфельд подал петицию.

Рихард Освальд, наверное, не думал, что через девяносто лет после выхода его фильма, темы, затронутые им, будут по-прежнему актуальны. Человечество добилось прогресса во всем, кроме повсеместного принятия гомосексуальности как естественного природного явления, изменить которое невозможно. "Не такой, как все" стоит показывать в образовательных целях и сейчас; возможно, это заставит людей одуматься. Хотя, если даже "Тюремная исповедь" Уайльда этого не смогла сделать... К сожалению, приходится констатировать, словами Розы фон Праунхайма, - "извращен не гомосексуалист, а общество, в котором он живет".

Наталья Макарова
кинокритик
natalia [at] bok-o-bok.ru

 Комментарии



Опубликовать в социальные сервисы