Назад на предыдущую страницу

13 октября 2009

Фестиваль: Перезагрузка!

23 октября 2009 года в Петербурге стартует 2-ой Международный ЛГБТ-кинофестиваль «Бок о Бок». Организаторов фестиваля не смутило то обстоятельство, что в прошлом году кинопоказы были торпедированы испуганными анонимами из высоких кабинетов. Они всерьез рассчитывают продемонстрировать, что не стоит искать черную кошку в темной комнате, когда ее там нет.

В мировом кинопроцессе фильмы, отмеченные аббревиатурой ЛГБТ – «лесби – гей – би и транссексуалов» – давно завоевали свою нишу. По всему миру ЛГБТ-кинофестивалей, фестивальчиков и регулярных показов несколько сотен, если не тысяч. Наиболее представительный из них, европейский «Teddy», входит в официальную программу Берлинале. Западное общество переварило свой страх к публичной демонстрации благополучного гомосексуала, а кинематограф воспользовался возможностью раскручивать интригу сексуальной идентичности до полноценной комедии или драмы. По большому счету, свой ресурс масштабной эмансипации, освобождения общества от страха перед гомосексуальностью, ЛГБТ-фильмы на Западе уже исчерпали. В случае массовой кинопродукции – до такой степени, что безыскусная эксплуатация темы у мало-мальски насмотренного зрителя ничего, кроме тоски вызывать не может. И на этом фоне фестивали ЛГБТ-фильмов решают классическую задачу отбора: помогают увидеть лучшее.

Иное дело в России. Первая попытка показать широкому зрителю ЛГБТ-фильмы состоялась в 1994 году. Тогда в Петербурге, в культовом – «в чьей плюшевой утробе уютнее, чем вечером в Европе» кинотеатре «Спартак» – немецкая акционистка Махиде Лайн показала программу фильмов о ЛГБТ. Успех тех бесшабашных лет нашли силы повторить только в 2007 году. Но время, как оказалось, изменилось кардинально: «Спартак» давно закрыт на реконструкцию, прочие кинотеатры отказались от сотрудничества под разными благовидными предлогами, а клубы «Place» и «Сочи», куда из кинотеатра «Пик» было переместился фестиваль, в срочном порядке опечатала пожарная инспекция. В результате показы все-таки состоялись, но программа была скомкана, а проблема осталась: интерес публики к ЛГБТ-фильмам есть, а сами фильмы посмотреть негде.

Если быть точным, закрытые показы никто и не запрещал. Действительно, зачем закрывать то, что само по себе и так уже закрыто, убрано с глаз долой, загнано в подполье. Гомо- и трассексуалы в роли маргиналов устраивают всех, – кроме тех, кому по чьему-то неведенью и пещерным взглядам отведена роль отщепенцев. Интересно, осмелились бы эти неназванные люди публично дискутировать с внятной и аргументированной позицией члена жюри нынешнего фестиваля, профессора Игоря Кона, называющего гомофобию одной из «самых древних и живучих форм ксенофобии, иррационального страха и ненависти к Чужому». Как отмечает Игорь Кон, гомосексуальность не проблема,  а естественная, часто единственно возможная, форма существования определенной категории людей. Проблемой же, как для личности, так и для общества, она становится лишь тогда, когда ее подавляют и преследуют.

Собственно говоря, большая часть фестивальной программы и отдана личным историям – иногда гомерически смешным, иногда без дураков трагическим, – связанным темой одиночества и страхов разной степени кошмарности. В конкурсном показе – полтора десятка игровых и документальных фильмов  из Испании, Франции, Великобритании, Германии, Израиля, Канады, США и Новой Зеландии. Есть среди них и оскароносные ленты («Право на наследие», «Моя прекрасная прачечная»), есть и кочующие с фестиваля на фестиваль свежие дебюты («Я – гей», «Водяные лилии»). Но если даже сбросить со счетов конкурсную программу, остается не так уж мало: в ретроспективу «Кино Веймарской республики» вошли фильмы из коллекции мюнхенского «Музея кино». «Не такой как все», «Девушки в униформе», «Михаэль», – все они принадлежат той взвинченной и отдающей шизофренией эпохе, когда фильмы об однополой любви становились хитами проката, но сами гомосексуальные связи карались уголовным преследованием.

«На экранах окраинных кино продолжал безумствовать все тот же доктор Калигари. За один день в Берлине было зарегистрировано девять самоубийств. Начал выходить журнал «Дружба», посвященный теории и практике гомосексуализма», - так в оттепельных 60-х годах подводил черту под описанием безумств Веймарской республики глубоко советский писатель Илья Эренбург. Посмотрим, удастся ли российскому ЛГБТ-кинофестивалю преодолеть в нынешнем году те полвека, которые показали, что радоваться подобным образом собственному невежеству – просто-напросто глупо.

Александр Макаров (Низовский)

 Комментарии



Опубликовать в социальные сервисы