Назад на предыдущую страницу

3 Апреля 2018

От Тайваня до Бразилии: 10 лучших новых документальных ЛГБТ-фильмов

Документальное кино, повествующее о гомосексуальных, бисексуальных и трансгендерных людях – территория свободы и разнообразия. Сравнивая «тематические» неигровые фильмы последних лет даже с расцветшим художественным ЛГБТ-кинематографом и телесериалами, обращаешь внимание на то, что в них меньше стереотипов, стандартных эстетических схем, зато больше жизненной правды, инклюзивности и разнообразия героев – всевозможных классов, гендерных идентичностей, социального статуса, привычек и убеждений. В нашем списке десять фильмов последнего года, от докудрамы о геях-мормонах и коллективного портрета австралийских лесбиянок до истории транс-дивы из бразильских фавел и хроник опасной жизни ЛГБТ-людей в Ливане.

«Верующий» / The Believer, режиссёр Дон Арготт

Мощный документальный фильм на тему гомосексуальности и её преследования адептами одной из наиболее влиятельных и скандальных американских конфессий – Церкви Святых Последних Дней, или, попросту говоря, мормонов. «Верующий», снятый в смешанном жанре портрета-расследования, рассказывает о попытках известного рок-музыканта, лидера группы Imagine Dragons и мормона Дэна Рейнольдса изменить политику родной церкви. Он пытается остановить жёсткую гомофобию мормонов, которая спровоцировала многочисленные суициды ЛГБТ-подростков из общины.

«Ливанские истории» / Lebanon Stories, режиссёр Бенджамин Занд

Снятый для британского канала BBC объёмный репортаж о том, как живёт ЛГБТИК-сообщество в Ливане – некогда самой светской и толерантной из ближневосточных стран (исключая Израиль), а ныне раздираемой не только этническими и религиозными противоречиями, но и конфликтом между светскими ценностями и нарастающим влиянием исламистов. В фильме множество деталей и персонажей: трансгендерная модель Саша Элайджа, рассказывающая о насилии на улицах, ливанские геи, знакомящиеся через приложение Grindr без собственных фотографий в профилях, полицейские облавы: в ливанском уголовном кодексе действует статья за «сексуальные отношения, противоречащие природе» – к счастью, по ней к реальным тюремным срокам приговаривают редко. Фильм рассказывает и о драйве подпольной борьбы местных активистов и активисток.

«Зацените» / Сheck It, режиссёры Дана Флор и Тоби Оппенгеймер

Ленту об уличной банде афроамериканских геев, лесбиянок и трансгендеров на своем сайте в начале прошлого года опубликовал и всячески разрекламировал стендап-комик Луи Си Кей. К концу 2017-го он стал одним из «героев» грандиозного скандала о многолетних массовых сексуальных домогательствах в Голливуде и других отраслях шоу-бизнеса. Как бы то ни было, смотреть Check It нужно обязательно. Это энергичный и лишённый всяческой сентиментальности (к тому же спродюсированный Стивом Бушеми) сюжет о чёрных криминальных тинейджерах из Вашингтона, которые из-за гомофобии и трансфобии уличных банд сколотили собственную. Своего рода документальное продолжение квир-линии великого сериала «Прослушка».

«Светский разговор» / Small Talk, режиссёрка Хай Чен Хуанг

Премьера этого фильма из Тайваня с успехом прошла на прошлогоднем сиднейском фестивале квир-кино Mardi Gras, а на Берлинале-2017 картина получила главный приз ЛГБТ-жюри Teddy Award. Снятая в традиционной нарративной манере, лента (которая в оригинале носит куда более пышное название «Жрица шествует в одиночестве») представляет собой невесёлую историю немолодой лесбиянки, которая пытается наладить отношения со взрослой дочерью и утвердить собственное достоинство и право быть собой во всё ещё традиционном и не слишком терпимом китайском обществе.

«Девушка на девушке» / Girl on Girl, режиссёрка Джоди Сэвиц

Ещё одна яркая картина из конкурса австралийского фестиваля Mardi Gras. Камера Джоди Сэвиц следует за шестью лесбиянками – разного возраста, расы, образа жизни, классового статуса и степени открытости – каждая из которых проживает свой день. Будучи столь разными, героини фильма, тем не менее, говорят об общих проблемах: невидимости гомосексуальных женщин в культуре, стереотипах, согласно которым женственность в сознании общества автоматически равняется гетеросексуальности, а также о том, что камин-аут – это только начало.

«Побег с арендованного острова: потерянный рай Джека Смита» / Escape From Rented Island: The Lost Paradise of Jack Smith, режиссёр Джерри Тарталья

Тарталья – преданный архивист американского квир-подполья и главным образом исследователь и хранитель творчества Джека Смита (1932-1989) – художника-перформера, актёра и режиссёра экспериментального театра и кино, постановщика радикальной кинопоэмы о трансгендерных людях «Пылающие создания» (Flaming Creatures,1963), вызвавшей скандал вплоть до слушаний в Конгрессе США, пропагандиста кэмп-эстетики, легенды гей-андерграунда, одной из многочисленных жертв ВИЧ-эпидемии конца 1980-х. По жанру новый фильм Тартальи – не биографический портрет, а сложное и тонкое эссе, состоящее из 21 главы, раскрывающей всевозможные мании, фетиши, влияния и особенности непростого и ускользающего от прямолинейной интерпретации творчества Джека Смита.

«Транс-педик» / Tranny Fag, режиссёрки Клаудия Пришчила, Кико Гойфман

Бразильская документалка, буквально несколько дней назад получившая Teddy Award-2018. Главная героиня картины – великолепная темнокожая транс-дива Линн да Квебрада, живущая в нищем, криминогенном, полном насилия и мачизма районе Сан-Паулу и выступающая с поп-песнями в невообразимых нарядах или практически обнажённой. Линн – транс-феминистка и транс-женщина с пенисом: она не собирается следовать «гендерному порядку» и связывать свою идентичность с формой гениталий. Бурлеск и экзотические для западного глаза фавелы в какой-то момент сменяются серьёзным и трагичным разговором о бедности, расизме, нетерпимости к «другому» и попытках всё это преодолеть.

«К юго-западу от Салема» / Southwest of Salem, режиссёрка Дебора Эскенази

Летом 1994 года в Сан-Антонио, штат Техас, четыре молодые лесбиянки латиноамериканского происхождения были арестованы по обвинению в «растлении» двух маленьких девочек 7 и 9 лет – племянниц одной из арестованных, Элизабет Рамирез. Обвинение располагало только противоречивыми показаниями детей, что не помешало отправить «четвёрку из Сан-Антонио» в тюрьму на долгие годы. Уже в 2010-х дело было пересмотрено: одна из «жертв» призналась в суде, что оговорить девушек её заставил отец, шурин Рамирез, до того её домогавшийся. Режиссёрка лишь вскользь касается судебных баталий. Она фокусируется на атмосфере гомофобии в консервативном Техасе. Причины несправедливости в отношении героинь – чудовищный предрассудок о прямой связи гомосексуальности (в том числе женской) с педофилией, а также популярный на юге США в 1980-90-х конспирологический миф о «сатанинских жертвоприношениях детей», прямая отсылка к процессу салемских ведьм конца XVII века, когда фанатики-пуритане сжигали неконформных женщин.

«Глубокие воды» / Deep Water: The Real Water, режиссёрка Аманда Блу

С конца 1980-х по середину 1990-х в райских окрестностях Сиднея орудовал серийный убийца или несколько убийц: почти 80 мёртвых, тысячи нападений. Всех жертв объединял лишь один признак – они были геями. Спустя два десятилетия австралийская компания CBS запустила сразу несколько проектов памяти жертв гомофобной резни: помимо документальной картины, тщательно расследующей множество кровавых событий, был снят четырёхсерийный одноименный сериал, а также запущена онлайн-платформа, с помощью которой до сих пор не решавшиеся говорить очевидцы могут помочь с распутыванием страшных тайн прошлого.

«Бунтари на пуантах» / Rebels on Pointe, режиссёр Бобби Джо Кралс

Героическая и трогательная хроника почти полувековой истории нью-йоркской танцевальной труппы Les Ballets Trockadero de Monte Carlo, состоящей исключительно из мужчин и транс-людей. Основанная после Стоунволльских бунтов, компания объединила в своих спектаклях дрэг-квин-шоу, современный танец и политическое искусство. «Квир-революция на пуантах и в пачках» показана ненавязчивым методом: архивные кадры чередуются с интервью танцовщ_иц, чтобы затем смениться словно бы бесконтрольным «синема верите».

Автор статьи - Артём Лангенбург, журналист, культуролог

Перепечатка данного текста возможна только с разрешения оргкомитета кинофестиваля «Бок о Бок»

 

 Комментарии



Опубликовать в социальные сервисы