Назад на предыдущую страницу

18 апреля

 «Изумление и злость»

Перед фестивалем мы пообщались с нашим гостем из Германии, который представит фильм «Звуки молчания» в Москве. Альберт Кнолль - уникальный специалист по истории преследований гомосексуалов в нацистской Германии. В интервью он рассказал, почему «Звуки молчания» обязателен для просмотра и что он чувствует перед поездкой в Россию.

 

Множество документальных фильмов было снято о преступлениях нацистского режима. Какое место занимает фильм «Звуки молчания» в этой дискуссии и в общем понимании тех событий? Является ли этот фильм значимым и почему?

Документальные фильмы о времени национал-социализма в Германии обычно основаны на тезисах историков. В них представлено много интервью с жертвами, чьи заявления должны подкреплять тезисы историков. Иногда это напоминает замкнутый круг. А хороший фильм должен разорвать эту цепь самообоснования. Чтобы понять суть антисемитизма или гомофобии, необходимо внимательно прислушиваться к тому, что говорят люди. В этом преимущество фильма «Звуки молчания». Он относится к очень небольшому числу фильмов на тему, которая отвергалась и замалчивалась десятилетиями. Автор сделал фильм очень личным.

Преследование геев (как и других групп) во времена нацизма игнорировалось до недавнего времени. Почему важно признать репрессии этих групп, и как ваша работа способствовала изменениям в этой области?

Как показано в фильме, большинство немцев отказалось признать факт преследования геев, поскольку немцы считали геев преступниками. Практически никто из выживших гомосексуалов, как и герой фильма Вильгельм Хекман, дядя Станьека, не решился привлечь внимание к своей собственному жизненному опыту. Станьек смело раскрыл секрет своей семьи (он называет Хекмана своим «секретным дядей»). Взгляд Станьека не похож на взгляд других родственников гомосексуалов – жертв репрессий, и в этом важность работы режиссера. Те открытия, которые он делает о личной жизни дяди, чрезвычайно важны, потому что современным историкам-геям практически невозможно найти хоть что-то о жизни геев в нацистской Германии. Основными источниками информации служат полицейские рапорты и отчеты, в которых гомосексуалов низводили до обрывков разных сведений, собранных против них же. Мне – а я занимаюсь этой темой уже 25 лет – очень сложно собрать полные биографии гомосексуалов, ставших жертвой репрессий. Я понял это, когда готовил выставку о жизни 15-ти геев в нацистской Германии. Эта выставка проходила в новом Центре Истории национал-социализма в Мюнхене.

 

Для фильма Клаус Станьек в качестве методов исследования использует семейные интервью, собственные воспоминания и архивный материал. Какой из этих методов, на ваш взгляд, лучше всего подходит к этому фильму? Как эти методы связаны между собой, в чём их достоинства и недостатки в репрезентации истории?

Станьеку удалось разговорить своих родственников и соседей дяди: они открыто рассказывают, ведь они доверяют ему. Станьека шокируют их явные пронацистские настроения, когда он понимает, что когда-то они были связаны с нацистским режимом и что на самом деле их взгляды не сильно изменились. Они просто вычеркнули из своей памяти политические репрессии, ограничения свободы, преследования евреев и гомосексуалов. Поэтому фильм отсылает нас к ситуации в Западной Германии в 1950-е и 1960-е годы, когда никто не хотел разбираться с тёмной историей своей страны и своей собственной историей. Это самая сильная часть фильма.

Что очень важно, Станьек опросил многих политических заключенных, узников концлагеря в Маутхаузене, об их опыте и отношении к гомосексуальным заключённым – тогда и сейчас. Режиссёр пытается проследить, откуда берутся старые и новые предрассудки. Он делает это с сильной эмпатией к выжившими и без какого бы то ни было осуждения.

Станьек смело подвергает сомнению своё отношение к семье и к дяде. Он понимает, что они были «детьми своего времени», но он всегда может перейти и на позицию стороннего наблюдателя. Ему это удаётся, и зрители идут следом за его выводами и сомнениями: геи были изгоями, его дяде приходилось играть роль забавного музыканта, никто не задал ему ни одного вопроса о тех 8-и годах лагеря и о слухах, что у него якобы было что-то с ребёнком. Станьек решается открыто говорить обо всём, что раньше замалчивалось.

Какие изменения произошли в немецком обществе в отношении прав и проблем ЛГБТ за последние 30-40 лет? Как вы оцениваете эти изменения и что ещё должно быть достигнуто?

Мы добились большого прогресса, если вы сравните ситуацию с ЛГБТ сегодня и 40 лет назад. Прогресс в Германии начинается с отмены нацистской версии статьи 175 Уголовного кодекса, которая сохранялась до 1969 года, и доходит до легализации однополых браков в наше время. Можете сравнить это с развитием всего западного мира. Геи и лесбиянки сегодня заметны в обществе.

Историки и другие учёные начинают исследовать ЛГБТ-темы. Истории геев и лесбиянок сейчас уделяется больше внимания в науке и исследованиях. Государство всё больше поддерживает исследования социальных, исторических вопросов, связанных с ЛГБТ.

В настоящий момент ни один политик – от консервативных партий до левого крыла – не позволит себе повернуть время вспять. Из-за кризиса с беженцами новое развитие может стать шагом назад. Например, в Баварии, самой большой федеральной земле Германии, не было выделено никаких средств на исторические исследования преследования геев и лесбиянок.

С какими чувствами вы едете в Москву на ЛГБТ-кинофестиваль «Бок о Бок»? Каковы ваши надежды и, возможно, опасения? Что бы вы хотели пожелать российскому ЛГБТ-движению?

В освещении немецких СМИ кажется, что Россия и постсоветские государства повернули вспять к диктаторским режимам, где церковь имеет слишком много влияния. Когда я слышу доклады ЛГБТ-активистов, которые вернулись из России, Украины, Сербии или Венгрии, я чувствую изумление и злость по поводу насилия и бесчеловечного расизма. Я начинаю своё путешествие с небольшой неопределённостью и страхом. Я надеюсь на то, что кинофестиваль «Бок о Бок» будет успешным, привлечёт настолько много людей, насколько это будет возможно, и что всё пройдёт спокойно.

Я надеюсь, что такой фестиваль поможет укрепить ЛГБТ-движение в российском обществе. Например, в Мюнхене фильм Розы фон Праунхайм «Nicht der Homosexuelle ist pervers, sondern die Situation, in der er lebt» («Не гомосексуал извращён, а ситуация, в которой он живёт») вышел в 1971 году и положил начало мюнхенскому гей-движению, которое было основано студентами-леваками.

Приходите на фильм «Звуки молчания» и встречу с Альбертом Кноллем 24 апреля в 18.00. Место: Шоколадный лофт, Берсеневская набережная, д. 8, стр. 1.

Режиссёр фильма «Звуки молчания» Клаус Станьек исследует непростую жизнь своего дяди Вильгельма Хекмана - музыканта и выжившего узника концлагеря Маутхаузен. Репрессированный по Параграфу 175 (гомосексуальность), Хекман навсегда оставался в тени своей семьи. Беседуя с близкими родственниками, режиссёр воссоздаёт не только личную историю дяди, но и давно замалчиваемую страницу истории своей страны. «Звуки молчания» - обладатель награды ЛГБТ-кинофестиваля «Бок о Бок»-2015 за лучший полнометражный документальный фильм.

 Комментарии



Опубликовать в социальные сервисы