Назад на предыдущую страницу

15 Декабря 2014

Великолепная Семерка: 7-ой кинофестиваль «Бок о Бок» прошел ярко и без проблем

Несмотря на законодательные и общественные перипетии и стремительно ухудшающуюся и без того беспросветную политическую ситуацию, кинофестиваль «Бок о Бок» прошел в седьмой раз. Прошел так спокойно и хорошо, будто и не было прошлогодних ежедневных звонков о ложном заминировании, недавнего страшного боевого открытия Квирфеста и в целом заметно усилившихся гомофобных настроений в обществе. Никто не ждал гостей фестиваля ни у входа, ни при выходе; ни с одного показа не пришлось спешно выбегать на мороз; приветственные речи на открытии и вручение призов в последний день прошли без сучка без задоринки.

Видимо, поэтому в прессе событие почти не освещали, а зря: в этот раз расписание включало очень много достойных внимания мероприятий, на которых было и на что посмотреть, и что обсудить, и над чем подумать. Фильм открытия «Сегодня я пойду домой один» некоторым образом задал тон всему мероприятию: типичная трогательная подростковая лавстори про слепого мальчика и его хорошенького одноклассника, с предсказуемым сюжетом (как это полагается в картинах для подростков) и неприятностями, которые разрешаются сами собой, создала напоминающую теплое одеяльце уютную человечную атмосферу. Ее удалось сохранить на протяжении всех девяти дней - какими бы серьезными ни были темы последующих лент и яростными некоторые из дискуссий.

На фестивале можно было увидеть документальные фильмы о жизни важных женщин, имевших отношение к ЛГБТ: бисексуалки Сьюзен Зонтаг и лесбиянки Туве Янссон; альманах «Один день из жизни» о российском ЛГБТ-сообществе, снятый буквально недавно, короткометражки различных форматов (от игровых до анимации) «Куча мала». Можно было поговорить о правах трансгендеров со шведской министром по вопросам гендерного равенства; поучиться мастерству рисовать комиксы у немецкой художницы Эльке Р. Штайнер.

Искреннюю ленту «Мэтт Шепард - мой друг», снятую подругой избитого до смерти в 1998 году молодого гомосексуала, представили не только сама режиссерка, но и родители юноши, которые после смерти сына начали вести активную борьбу с гомофобией в США и сделали невероятно много на этом поприще. Одно из самых сильных впечатлений от последовавшей за фильмом дискуссии с матерью и отцом Мэтта - осознанный гуманизм этих людей, распространяющийся даже на убийц их сына - на тех, за ненависть к которым мало кто смог бы их осудить. Кроме того, важное высказывание сделал отец Мэтта в ответ на некорректный вопрос ведущего о принципах мужественности, которые якобы не должны позволять мужчинам открыто скорбеть и плакать. «Плакать может кто угодно», - бросил он камень в огород вредных гендерных стереотипов.

Живописная художественная «Виолетта» о талантливой неуравновешенной писательнице Виолетте Ледюк, с одной стороны, произвела тяжелое впечатление из-за главной линии - неразделенной любви героини к Симоне де Бовуар, с другой - вполне уложилась в концепцию экзистенциализма (о которой трудно не вспоминать, учитывая контекст) о росте личности вследствие преодоления ею жизненных трудностей. Картина на ура проходит тест Бехдель: сюжет здесь создается женщинами и вокруг женщин; кроме того, постоянно всплывает феминистская повестка. При показе документалки «Глядя на Сьюзен Зонтаг» казалось, что сила личности многогранной женщины тяжелым кулаком мощно бьет через экран прямо в лицо, а после этого сеанса показали «Любовь - странная штука» - приятную ровную мелодраму участника прошлого «Бок о Бока» Айры Сакса - о супружеской паре геев, на старости лет столкнувшихся с трудностями квартирного вопроса. Голливудские звезды Джон Литгоу и Альфред Молина сыграли в фильме главные роли.

Ровным можно назвать и завершающий фильм фестиваля - шведскую картину «Поцелуй меня», этакий «Лесбийский сон в летнюю ночь». Героини пробуждаются на изолированном островке под северными летними звездами и переживают там самые прозаические проблемы. Но вместо того, чтобы разрешить их хоть сколько-нибудь интересно, режиссерка предпочла поставить смазанную точку в стилистике мелодраматического хэппи-энда.

Полной противоположностью этой легкой мелодраме стала показанная в один из последних дней документальная картина «Юлия» - невыносимая, гнетущая, бьющая поддых, снимавшаяся на протяжении 10 лет и повествующая о трансгендерной женщине из бывшего СССР, проданной в благополучную Германию и зарабатывающей на жизнь проституцией (которая, к слову, в этой стране легализована). Когда в течение двух часов наблюдаешь за тем, как постепенно разрушаются жизнь и личность обаятельного, хорошего, остроумного человека, кажется, трудно не желать, чтобы такое явление как проституция перестало существовать в обществе, однако зрители нашли, о чем подискутировать после сеанса. Хочется верить, что этот фильм, который практически единогласно был признан самым сильным из всего списка (его отметили призами оба жюри – и Большое и Жюри прессы), заставил и еще многих заставит задуматься о гендерном угнетении, о том, как дискриминации угнетенных групп трагически пересекаются, о бесправии представителей этих групп и о том, кому такое положение вещей может быть выгодно.

Проанализировав все, что происходило на нескольких площадках, предоставивших место для кинопоказов, можно смело сказать, что к 2014 году «Бок о Бок» эволюционировал из кинофестиваля, в основном посвященного теме мужчин-геев, в пространство, где обсуждался полный спектр интерсекциональных проблем, затрагивающих и объединяющих многие дискриминируемые социумом группы. Будем надеяться, что вне зависимости от того, куда особый путь приведет Россию, фестиваль продолжит свое существование и развитие, и мы все еще не раз встретимся и поговорим о том, что по-настоящему важно.

Автор статьи Белла Рапопорт

 

 Комментарии



Опубликовать в социальные сервисы