Назад на предыдущую страницу

1 Марта 2010

Вера. Надежда. Какая любовь?

Я плохо помню момент своего крещения. «Завтра после школы идём креститься в собор.» Суть происходящего мальчишке особо не объясняли, может никто толком и не понимал. «Бог есть любовь.» Вот и весь разговор. Я – православный.

Свою первую любовь я не забуду никогда. Это было рождение заново, будто дышать только научился, будто тайны алхимии – вовсе не секрет. «А давай после школы вместе куда нибудь.» Это был он. Вот такая история. Я – гей.

Тысячи людей ежедневно оказываются на перекрёстке своей веры и сексуальной ориентации. А дальше что? Как говорится, дальше – самое интересное.

В Советском Союзе религиозность считалась вредным пережитком прошлого и подвергалась различным притеснениям и гонениям, а гомосексуальность преследовалась в уголовном порядке. Не удивительно, что та социально-политическая система не продержалась даже нескольких поколений. Тысячелетиями люди стремяться испытать любовь и познать смысл жизни. Для многих оба эти процесса сакральны и неразделимы. Поэтому, попытки жёсткого общественного вмешательства в столь глубинно личностные сферы неуместны и обречены на провал. Сегодня в России, теоретически, мы свободны любить и верить, кому как суждено. Однако, классическое «что делать?!» лишь набирает актуальность.

Обсуждая религию в рамках этого материала, речь пойдёт об авраамических ветвях монотеизма (иудаизм, христианство и ислам) с акцентом на христианстве, ввиду его наибольшего влияния в России. В Европе и англоязычном мире многие христианские конфессии давно и всерьёз занялись рассмотрением вопроса о гомосексуальности. С одной стороны, плакаты «Бог ненавидит геев» скандальной церкви Фреда Фельпса стали карикатурой на искаженную псевдо-нравственность. С другой, сравнительно недавние рукоположения в сан геев и лесбиянок в Швеции, США и других странах. «Однополая любовь – грех!» Исходя из чего? Христианские богословы далеко не единогласны. Дебаты переходят из кулуаров церковной власти в семинарии, в воскресные приходы и кухни прихожан, как-то всё ещё пока умудряясь обходить православие стороной. 

Частично, проблема в том, что идея христианской веры в России пассивна. Сам Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл в одном из последних телевизионных интервью сетовал на то, что хотя до 80% россиян считают себя православными – церкви пустуют. Большинство наших верующих скорее привлекают мистические элементы: действие чудотворных икон, личное покровительство именных святых, целебные свойства святой воды и так далее. Обывательское понимание Библии сводится к знанию перечня смертных грехов и сочувствию искупительным мукам Христа. Кому интересны тонкости богословия? Такое положение дел удручает. Слепая, неосознанная вера даёт зелёный свет развитию религиозного экстремизма, национализма и прочих социальных бед. Любовь не представляет никакой угрозы обществу. А вот по невежству и во имя некой догмы многие люди творят немыслимое зло ежедневно, в том числе и направленное против геев, лесбиянок и трансгендеров. Хочется возопить крылатую библейскую фразу «не ведают они, что творят!», вразумить и простить их.

Редчайшие упоминания однополых сексуальных деяний в Священном Писании (монашеский Левит, история Содома, некоторые послания Павла) при непосредственном изучении представляют собой либо осуждение их контекста, либо вообще не имеют отношения к геям и лесбиянкам. В этих историях неприемлемо изнасилование, проституция, языческое жречество и так далее, а не гомосексуальные отношения как таковые. Не говоря уже о том, что понятия сексуальная ориентация, психология, права человека не входили в древнее мировозрение. Не стоит забывать, что Старый и Новый Заветы писались на «плоской земле»! Библейские времена – смутный период войн, многожёнства, работорговли, борьбы многочисленных воинственных культов, и лишь зачатки науки. Однако, не надо бросаться в крайности релятевизма и резко отторгать мудрость, накопленную поколениями. Надо, наоборот, вникать в суть дела с любопытством, энтузиазмом и целеустремлённостью. Вера играет важнейшую роль как в жизни индивидуума, так и в развитии общества.

Кратко рассмотрим знаменитый эпизод в Содоме и Гоморре из первой книги Моисея в Ветхом Завете. Он часто (ошибочно) используется как пример кары богом гомосексуальности. Два ангела в лике странников находят приют в доме Лота. Толпа мужчин-горожан требует выдачи пришельцев дабы «познать» их. В обмен Лот предлагает на растерзание двух дочерей-девственниц. Мужчины настаивают на своём. Ангелы повергают всех в слепоту и разрушают город, выведя из него только семейство Лота. Исторически неверная трактация этой притчи состоит в том, что якобы склонность Содомитян к мужеложству повергло их на гибель. Однако, серьёзное прочтение доказывает, что богатые воинственные города Содом и Гоморра были обречены за алчность, корысть, праздность... Об этом позднее в Библии говорят пророк Иезиикель и апостол Матвей. Это история о групповом изнасиловании, о негостеприимстве и гордыне, а не о гомосексуальности. Кстати, хочется верить, что в подобной ситуации современная церковь ещё бы осудила и действия Лота в отношении своих дочерей.

Сейчас «процесс вникания» активизируется на постcоветском пространстве. Первая региональная конференция, посвящённая именно согласованности христианства и гомосексуальности, состоялась прошлой осенью в Москве. В России однозначным экспертом темы является ЛГБТ-Служение Nuntiare et Recreare (лат. возвещать и укреплять), основанное в 2000 году.  Электронная страница www.nuntiare.org – это самый информативный русскоязычный портал по вопросам религии, гомосексуальности и гендерной идентичности. Все желающие могут почерпнуть там массу полезного. Так что, читайте, обсуждайте, делитесь ссылкой!

Мне кажется, что любовь к ближнему – это движущая сила человечества и от того есть понятие вечное. Наше ограниченное трактование бытия посредством доминирующего вероисповидания меняется в процессе истории, иногда кардинально. Однополая любовь проявлялась во всех обстоятельствах, временах и народах. Она ярко отражена в искусстве, литературе, архитектуре. Гомосексуальность являлась неотъемлимой частью интимной жизни общества до расцвета монотеизма, имеет место ныне и будет продолжать играть свою роль даже в случае его заката. Гомосексуальность и сайентология! Возможно, это острый вопрос двадцать второго века?

Хочу (страшно смущенно) поделиться стихотворением. Оно написано в 1998 году в период моей юношеской борьбы за согласие души и тела. Виртуальный дебют: не судите (строго) да не судимы будете!

Пол мира – у ног моих.
Пол мира – в твоих ладонях.
В памяти – светлый лик.
В голове – ничего  кроме:

Если мы не достойны, то кто?
Неужели, - вон! Рабы робки. Сново
на паперть из предрассудков
за счастьем с протянутой рукой?!

Это не мой крест. Это – моя сила.
Это не есть грех. Вот наша молитва:
Глаза в глаза, рука в руку,
Губы к губам, душа в душу...

Между мной и тобой – вечность.
Между нами и ними – честность.
Меж небом и землёй – ангелов кровь.
Между прочим, наша – тоже любовь!

Стремление к самосовершенствованию и взаимопониманию по-прежнему вдохновляет мой активизм и творчество. Как известно, Махатма Ганди считал, что его духовной целью не является поколебить чью-то веру, а помочь всем стать более истинными последователями их религий ибо основополагающий принцип веры, как таковой, един и заключается в равном, гуманном отношении к себе, другим и всему окружающему миру. Мой опыт работы с консервативными христианскими общинами США подтверждает этот принцип. Когда дым предрассудков и дезинформации развеевается, большинство верующих гетеросексуалов способно осознать своё духовное родство и равенство с геями, лесбиянками и трансгендерами. Я призываю всех узнать как можно больше об интересующей вас или ваших родных и близких религии. Некое позитивное ЛГБТ влияние является частью духовного наследия практически любого исторического вероисповедания. Процесс подобного образования поможет нашему сообществу не только обрести взаимопонимание с теми, кто нам дорог, но и скорее освободиться от тяжких психо-эмоциональных последствий гомофобии и трансфобии.

О вопросах любви, секса и веры можно и нужно говорить всерьёз, откровенно, долго и повсюду. Надеюсь, кинофестиваль Бок-о-Бок и его дополнительные проекты будет продолжать быть одним из ярких форумов для таких необходимых дискуссий. Искренне желаю, чтобы в недалёком будущем российское ЛГБТ сообщество заняло достойное место в религиозной жизни родины и все геи, лесбиянки и трансгендеры, ищущие свой личный, жизнеутверждающий духовный компас, обрели его. Словами одной из песен Мадонны (а как без неё?!)... «Я не религиозен, но вот за это мне хочется помолиться»

Аминь. Иншалла. Башерт. Намасте.
Алексей Тимбул

Сейчас Алексей живёт в Ростове-на-Дону и с ним можно связаться через alexey.timbul [at] gmail.com.

 Комментарии



Опубликовать в социальные сервисы