Назад на предыдущую страницу

2 июля 2019

Интерсексы: по ту сторону мужского/женского

Движение за права и идентичность интерсекс-людей в последние годы вывело из глубокой тени почти 2% жителей планеты. О проблемах и особенностях жизни людей, не вписывающихся в двойственную систему пола, мы поговорили с активистом интерсекс-движения Александром Берёзкиным.

Напомним: интерсекс – зонтичный термин, сегодня используемый для описания людей, которые родились с генетическими, гормональными, генитальными или другими половыми характеристиками, не совпадающими со стереотипными представлениями о мужском или женском теле. Под этими характеристиками имеются в виду как половые органы и половые железы, так и набор хромосом или гормональный статус. Человек может обладать биологическими чертами, которые считаются относящимися к обоим полам.

По определению ООН, некоторые интерсекс-вариации могут быть видны при рождении: например, когда гениталии младенца не соответствуют медицинским стандартам мужской или женской анатомии. Другие же варианты невозможно обнаружить до периода полового созревания или позже. Некоторые интерсекс-люди не имеют официального медицинского диагноза или не знают об изменениях своего тела, потому что, будучи младенцами, по воле врачей и/или родителей подверглись «нормализующим» медицинским операциям.

По разным подсчётам, существует от 30 до 40 интерсекс-вариаций. В числе распространённых: синдром нечувствительности к андрогенам (СНА), врождённая гиперплазия коры надпочечников (ВГКН), синдром Клайнфельтера и множество других.

О том, что изменилось в отношении ко всем этим явлениям за последние годы, мы говорим с одним из первых российских интерсекс-активистов, проживающим ныне в США, Александром Берёзкиным.

В 2014 году в статье для нашего сайта вы говорили о «медикализированности» академического языка об интерсексах. Вы сказали: «Мне как интерсексу ещё трудно освободиться от некоторых слов и выработать адекватный по своему терминологическому значению новый язык описания». Изменилось ли что-то с тех пор? Происходит ли выработка языка, который бы уходил от лексики, которая патологизирует?

Если мы говорим о русскоязычном контексте в отношении интерсекс-людей, то можно сказать, что более 90% публикаций осталось на том же уровне, что и четыре года назад. Но одновременно появилась и развивается альтернатива. В том числе, это происходит благодаря действиям интерсекс-активистов и их союзников. Так, партия «Яблоко» впервые упоминает интерсекс-людей в одном из своих программных документов. Увеличилось количество публикаций в СМИ, где используется корректная терминология. Можно сказать, что выработка альтернативного языка происходит, и это радует.

Если со множественностью гендерных – т.е. связанных с социальными половыми ролями – идентичностей большинство учёных так или иначе уже согласны, то в отношении «биологического» пола до совсем недавнего времени преобладала точка зрения, что их может быть только два – мужской и женский, а интерсекс-вариации являются «мутациями». (Такая консервативная позиция называется эксклюзивной, – прим. ред.)

Можно ли сказать, что сегодня преобладает инклюзивная концепция variations of sex development («вариаций полового развития»)? Которая, по сути, делает несостоятельной бинарность «биологического пола»?

В англоязычном контексте исследователей, интерсекс-активистов и их союзников такая концепция становится всё более популярной. Даже такой изначально пугающий термин как disoder of sex development (расстройство полового развития) был скорректирован в difference of sex development (особенность полового развития). Однако далеко не все интерсекс-люди применяют новую терминологию, ведь она как безусловно нивелирует бинарность «биологического пола», так и одновременно колонизирует другие языковые пространства, навязывая порой чуждые языковые концепты другим культурам, в которых изначально могло быть больше, чем два гендера.

Сколько интерсекс-вариаций существует? Каков, на ваш взгляд, процент интерсекс-людей среди населения?

Есть официальная статистика, которая приводится на сайте Организаций Объединенных Наций. Это всегда 1,7% от биологической популяции населения. Распределение процентов по тем или иным интерсекс-вариациям зависит от разных вещей: кто проводил исследование, как происходил сбор информации, какая терминология была использована и так далее. Поэтому иногда некоторые активисты и исследователи указывают 4% от общего населения. Но здесь также надо быть внимательным и задаться вопросом, насколько такая статистика является реальной, а насколько, возможно, она просто отвечает политическим нуждам самих активистов. Либо это отвечает реальным данным, так как, безусловно, интерсекс-люди – это, пожалуй, действительно самая невидимая часть общества и активисты «добавляют» какое-то количество людей по причине невидимости этой группы. Многие из них могут и не знать, что они интерсекс. Доступ к качественным диагностическим технологиям ограничен. Также, опасаясь дополнительной стигматизации и дискриминации, некоторые интерсекс-люди могут скрывать свои отличительные особенности. Вот почему процент может варьироваться от 1,7 до 4%. Количество интерсекс-вариаций указывают обычно около 30. 

Каким образом люди с разными характеристиками пола могут объединиться в сообщество? Принимают ли участие в интерсекс-активизме только те, кто идентифицируют себя ни мужчиной, ни женщиной (или и мужчиной, и женщиной), или спектр шире?

Люди объединяются по самым разным характеристикам. Интерсекс-активизм как в России, так и за рубежом подразделяется на два типа: правозащитные группы и группы, ориентированные на социально-психологическую и медицинскую поддержку интерсекс-людей (так называемые «пациентские группы»). В первый тип групп входят интерсекс-люди, которые открыты в своём статусе, многие из них небинарные люди, есть и интерсекс-мужчины, и интерсекс-женщины, и интерсекс-трансгендеры. Во второй тип групп чаще всего входят люди, которые открыто себя не идентифицируют с интерсекс, либо могут называть себя, например, женщинами с синдромом Тёрнера, или мужчинами с синдромом Клайнфельтера. Они придерживаются бинарной концепции, некоторые из них отрицают существование интерсекс как такового. Для них важна, прежде всего, поддержка, взаимное общение и поиск квалифицированной медицинской помощи. Ещё есть группы родителей интерсекс-детей, ЛГБТКИА-активисты, поддерживающие интерсекс людей, помогающие специалисты и правозащитники.

В Германии, Австралии, ряде других стран в документы была введена графа «неопределённого» пола. Некоторые интерсекс-активист_ки выступили против этого нововведения. Почему?

Это действительно очень спорный вопрос. Одна часть интерсекс-сообщества приветствует такие нововведения, так как это позволяет им обозначать свой небинарный статус, заявить о себе. Другая часть полагает, что такая категория только введет дополнительную сегрегацию и стигматизацию интерсекс-людей. Также не все страны мира принимают паспорта с категорией Х в графе «пол», что ограничивает интерсекс-людей в мобильности и может служить причиной насилия. Поэтому интерсекс-активисты предлагают вариант агендерного гражданства, когда гендерный маркер вообще не будет указываться в документах.

С какими проблемами в обществе до сих пор сталкиваются интерсекс-люди? Имеются в виду медицинский, социальный, культурный аспекты.

До сих пор интерсекс-люди сталкиваются со стигматизацией, с нарушением их телесной автономии (косметологические операции над интерсекс-детьми, принудительное гормональное вмешательство, медицинские эксперименты, рекомендательные аборты с целью удаления интерсекс-эмбрионов), с навязанной гетеросексистской психосексуальной адаптацией, с отсутствием качественной медицинской помощи, когда интерсекс-человек принимается в её/его или их выбранной идентичности без попыток корректировки со стороны врачей, с отсутствием полной информации для родителей интерсекс-детей об их здоровье, с нарушением прав человека в отношении интерсекс-людей (права на жизнь), с дискриминацией в спорте, с дискриминацией в получении документов, если требуется смена гендерного маркера в паспорте, в некоторых странах продолжают убивать интерсекс-людей только на основании их биологического статуса (согласно культурным или религиозным убеждениям). Это сжатый перечень проблем интерсекс-сообщества.

Уже вполне прижилось вместо ЛГБТ – ЛГБТИА(К)+ (ну и некоторые другие виды аббревиатуры, которые содержат И). Ваше отношение к этому? Насколько интерсекс-люди в политическом и социальном смысле близки к тем, кто объединён по принципу сексуальной ориентации и гендерной идентичности?

Моё личное отношение к этому изменилось. Раньше я считал, что интерсекс-люди в России не должны себя связывать с ЛГБТ-сообществом, так как это может повлиять на их собственное положение и усилить дискриминацию, ограничить возможности развития интерсекс-движения. Но сейчас я полагаю, что это была ошибочная стратегия, которая ослабляет два движения и создает лишние барьеры, в то время как можно объединяться и работать над общей целью. Да, не все интерсекс-люди являются ЛГБТК, не выявлено никакой биологической закономерности между наличием интерсексности и сексуальной ориентацией и/или гендерной идентичностью. Но необходимо признать, что и ЛГБТК, и интерсекс-люди, и люди с ограниченными физическими возможностями, и люди с особенностями ментального развития, и феминистское движение – все мы работаем над одной целью – это изменение представления в обществе об индивидуальности человеческого развития, пересмотр гендерных стереотипов о теле, сексуальности, гендерной идентичности, гендерной экспрессии.

То, с чем сталкиваются гей, или лесбиянка, или трансгедерный человек – с тем же сталкивается и интерсекс-человек с самого рождения: с представлениями, как должно выглядеть типичное мужское или женское тело, какими должны быть мужчина или женщина в соответствии с социально сконструированными культурными традициями патриархального гетеронормативного общества. Более того, в таком обществе положение интерсекс-человека либо нивелируется до статуса недо-мужчины или недо-женщины, либо же просто «стирается».

Не все интерсекс-активисты придерживаются такого мнения. Некоторые из них считают, что в подобном патриархальном обществе интерсекс-человека могут принять легче, чем гея, потому что первое рассматривается как врождённая биологическая данность, и, следовательно, человек не несёт за неё ответственность, его можно пожалеть. А ЛГБТ – это, дескать, некая перверсия, которую необходимо вылечить, запретить или наказать. Таким образом, с моей точки зрения, эти представители интерсекс-движения пытаются как бы обезопасить себя, но при этом фактически соглашаются на позицию в лучшем случае «блаженно юродивых», а в худшем – «генетической погрешности или ошибки природы». Причины такой позиции, на мой взгляд, возможно, кроются в собственной внутренней интерсекс-фобии. Но это требует отдельного исследования и темы для разговора.

Как обстоят дела с прогрессом защиты прав интерсекс-персон на Западе? Например, в США, где Вы живете? Насколько это можно сравнить с российской ситуацией?

Сравнивать ситуацию между двумя разными странами, на мой взгляд, в какой-то степени бесполезно, особенно сейчас, когда в самих Штатах всё неоднозначно. Например, штат Калифорния принимает закон по защите интерсекс-детей от ненужных косметологических операций. В то же время федеральное правительство разрабатываетсоциально-медицинские эссенциалистские рекомендации для департамента здравоохранения, согласно которым существуют только два биологических пола –мужской и женский. Ситуация в Европейском Союзе более радужная. Недавно Европейский парламент принял резолюцию по защите интерсекс-людей от нарушения их прав. Это большое достижение и пример для других стран, в том числе для России и стран постсоветского региона. На постсоветском пространстве работает Ассоциация русскоязычных интерсекс-людей (АРСИ) – неправительственная структура, основанная командой интерсекс-персон и союзников в 2013 году. Главные её задачи – просвещение, информационная, юридическая и психологическая помощь.

Сайт АРСИ

группа в ВКонтакте

Также в июле 2013 года правозащитной интерсекс-организацией Intersex International Australia был создан интерсекс-флаг.[M2]

Массовая культура только начинает подступаться к теме интерсекс-людей. Один из редких, но ярких примеров – драма итальянского режиссера Карло Лаванья «Арианна» о девушке, на пороге совершеннолетия узнающей о тайне своего рождения. Фильм в 2016 году получил Главный приз в категории «Лучший игровой фильм» российского ЛГБТИК-кинофестиваля «Бок о Бок».

Согласно современному мнению медиков, абсолютное большинство интерсекс-людей не имеет врождённых проблем со здоровьем. Их особенности являются отражением естественного разнообразия человеческого тела. Калечащие операции, всевозможные культурные и социальные табу вокруг интерсекс-людей – это попытки скрыть тот факт, что гендерные идентичности представляют собой многообразный спектр, а «биологических полов» по факту не два, а несколько десятков.

 

 

Автор статьи - Артём Лангенбург, журналист, культуролог

Перепечатка данного текста возможна только с разрешения оргкомитета кинофестиваля «Бок о Бок»

 Комментарии



Опубликовать в социальные сервисы