Назад на предыдущую страницу

20 марта 2018

Не до смеха: сексистский юмор

Каждый день люди обмениваются анекдотами, шутками, карикатурами. Учёные до сих пор спорят о роли и функциях юмора в обществе. На первый взгляд кажется, что они зря тратят время, ведь юмор – безобидное и весёлое занятие. Многие уверены, что юмор не несёт серьёзных последствий. Но исследования показывают, что всё не так просто. Юмор – это социальный конструкт с разными видами и функциями. Он может облегчать нам жизнь, расслаблять нас или же, например, стать оружием для изменения сознания людей. Например, Джордж Карлин – американский комик в жанре стэнд-ап-камеди – высмеивал политику американских консерваторов, и его выступления повлияли на целое поколение. Юмор выступал как разоблачитель противоречий в обществе. Не удивительно, что, когда началась зачистка телевизионного пространства в России в начале нулевых годов, первыми жертвами этого процесса стали передачи «Итого» и «Куклы» – сатира на российских политиков и политику.

Но есть и другой вид юмора, известный как сексистский, который не облегчает жизнь, а создает проблемы для развития человека и общества. Сексистский юмор – это юмор, который унижает, оскорбляет, стереотипизирует и объективирует человека на основе его принадлежности к полу или гендеру.1 Это не выдумка учёных, такой юмор носит массовый характер. Его популярность видна в СМИ, на рабочих местах, в разных социальных коммуникациях, в интернете. Можно ввести в любой веб-браузер словосочетание «сексистские шутки», и вы сразу обнаружите подборку очернения женщин или гендерно-неконформных людей.

В нашей статье из всего «многообразия» ксенофобных шуток мы сосредоточились на шутках, направленных против женщин. Темы гомофобии, бифобии и трансфобии затронуты лишь поверхностно, так это предмет отдельного исследования. 

В России люди любят шутить про взаимоотношения полов.2 Это шутки о сексе, о способностях мужчин и женщин, о «женской» и «мужской» логике, о «блондинках», о мужьях и жёнах и многое другое. Чаще всего, эти шутки носят именно сексистский характер.

 

Примеры:

Парень учит блондинку водить машину:

- Я тебе сказал: тормози, а ты что сделала?

- Я начала тормозить, но у меня что-то не получилось...

- Да, правильно: ты начала тормозить, а надо было жать на тормоз...

***

Настоящая жена — это женщина, которая умеет закатывать три вещи: банки, глаза и истерику.

Сексистский юмор – это больше, чем просто юмор

Важно, что сам по себе юмор не существует без контекста. В обществе, где преобладают гендерные стереотипы и представления о «должном поведении» людей разных полов большинство шуток принимает соответствующие формы. Например, существует стереотип, что все женщины и мужчины разные от природы. Женщины якобы обладают более низкими интеллектуальными способностями, ограниченным умом, чрезмерной эмоциональностью, нелогичным мышлением и иррациональностью. А мужчины – наоборот. Исследователи, изучающие гендерный юмор3, пишут, что он отражает патриархатную культуру в обществе, опирается на гендерные стереотипы и поддерживает бинарное (противоположное) разделение ролей, где мужчины оказываются в доминирующем положении, а женщины показываются как второстепенные члены общества и обесцениваются. Исследователи Дж. Кантор и Д. Зиллман пришли к выводам, что женщины гораздо чаще становятся объектом агрессивного юмора и шуток с сексуальным подтекстом, чем мужчины.4 Исследователи Б. Билл и П. Наус считают, что сексистский юмор в коммуникациях прячет дискриминацию по признаку пола под занавес «приятного развлечения».5

Вспоминается недавний «забавный» рекламный ролик, созданный российской компанией DNS Digital Store к 23 февраля: мужчины привозят связанных в багажнике женщин в лес, там вытаскивают их из машины, бросают на землю и заставляют закопать носки, которые эти девушки им подарили на 23 февраля. В следующем кадре выясняется, что это было лишь воображение девушки, которая «одумывается»: выбрасывает купленные носки в мусорный бак торгового центра и идет покупать другие (более ценные) подарки, что сохраняет ей жизнь.6 Этот чудовищный ролик со связанными женщинами в багажнике, агрессией и насилием должен «рассмешить» потенциальных покупателей и – что ещё ужаснее – самих покупательниц торгового центра и мотивировать их на покупку более значимых для мужчин подарков. Цинично то, что этот ролик демонстрируется в стране, где, по статистике, каждый день происходит насилие в семьи или даже убийство.

Учёные рассматривают сексистский юмор как негативное явление, которое переходит в реальные формы поддержания дискриминации женщин на работе, дома, в обществе. Он снимает критические барьеры и служит своего рода оправданием гендерных стереотипов.

Рука об руку: сексизм и гомофобия

Сексистский и гомофобный юмор тесно связаны между собой. В патриархатной культуре стыдно быть геем, лесбиянкой или выглядеть вразрез шаблонам маскулинности или феминности. В отношении ЛГБТ существует множество стереотипов. Многие люди якобы сходу могут определить гея или лесбиянку. Это связано с тем, что они опираются на стереотипные представления о «мужественности» и «женственности». Геи якобы, как и «все девушки», – манерные, плаксивые, любят наряжаться, не могут постоять за себя; быть геем – значит обладать «женскими» чертами, что унизительно для «настоящего мужчины». Недавний ролик с призывом на президентские выборы, в котором фигурирует «гей на передержке», отлично демонстрирует объективацию, принижение геев и стереотипные представления о социальной группе.7 В этом предвыборном ролике гей приравнивается к домашней зверушке, что у зрителей должно вызывать смех.

Comedy Club – лидер юмористического российского телерынка, гомофобные шутки являются стандартной частью программы. Чего стоит посмотреть ролик Тимура Батрудинова и Гарика Харламова под названием «Гей пришел в военкомат».8 Гей, как обычно показывается слабым и глупым, а проверка на гомосексуальность означает изнасилование. В целом, шутки про геев чаще всего касаются их «неудержимого желания» секса со всеми мужчинами, они обладают ограниченным умом и обожают женскую одежду; понятия секса и насилия приравниваются друг к другу.

Примеры:

***

- Эта юбка слишком короткая! Я запрещаю тебе выходить в ней на улицу!

Ну, пааап...

- Заканчивай, Олег! Нормальным парнем ведь рос!

***

Встречаются два гея. Один другому говорит:

– Представляешь, идём мы вчера с Альбертиком по парку, и тут навстречу банда

хулиганов!

Второй испуганно всплёскивает руками:

– Ну и как? Отбились?

– Дурачок! Разве от нас с Альбертиком отобъёшься?!!

***

Гуляет папа с дочкой. Видят дым из трубы...

Дочка:

– Папа, а почему дым розовый?

– Наверно, лесбиянок жгут...

Последствия сексистского юмора: тезисы и примеры

Учёные долгие годы изучали последствия сексистского юмора и поясняют, как работает этот механизм. Они выдвигают «предвзятую теорию норм»9, которая заключается в том, что ксенофобные шутки активируют в разговоре правило легкомыслия, в результате чего несерьёзный настрой перекрывает критическое истолкование сообщения. За счёт перехода на несерьёзный лад получателю шутки легче принять те нормы, которые «запаковываются» в шутку. И после таких шуток люди начинают признавать нормой предрассудки, представленные в юмористическом виде. Это приводит к повышению лояльности к дискриминации.

Сексистский юмор часто сосредотачивается на качествах той или иной социальной группы. Например, если говорить о шутках, направленных против женщин, то это анекдоты про грудь, вес, интеллект, поведение, личностные характеристики; шутки, которые отличаются крайней жестокостью по отношению к женщинам (предложения о «злоупотреблении женщинами», «поставить их на место», насилие в отношении женщин). Шутки о «неправильной» маскулинности высмеивают в мужчинах эмоциональность, участие в быту, ведь мужчина «должен быть» беспомощным в домашних делах и избегать брака. «Правильный» мужчина показывается как тот, кто никогда не поймёт женщину и испытывает к ней только животный интерес.

В результате запакованная в шутку идея дискриминации или негативного отношения к социальной группе становится более приемлемой в обществе.

Ниже – разные примеры шуток, регулярно публикуемых в российских печатных и интернет-ресурсах.

 

Идея, что мужчина не может заниматься домашними делами, что это «женское дело».

Девушка первый раз в гостях у парня:

– Петя, а куда ты вешаешь вещи?

– Мы, мужики, обычно вешаем свои вещи на пол.

 

Идея, что женщина создана для удобства и удовлетворения мужчин

Встретились два мужика:

- Я слышал, ты женился...

- Да, и жена у меня классная – и на кухне, и в постели...

- А как она всё успевает?

- Да я ей на кухне постелил...

 

***

- Как произвести впечатление на мужчину?

- Разденьтесь и приготовьте пожрать.

 

Идея, что женщина – это объект, который обязан быть красивым.

- А с другой?

- А с другой стороны у тебя лицо.

 

Идея, что насилие – это норма.

Мужчина насилует женщину.

- Помогите! Помогите! – кричит женщина.

- Да вы не спешите кричать-то, – бормочет мужчина, – может я ещё и сам справлюсь.

 

Идея, что мужчина не вступает в брак добровольно

- Как у вас там с Надюхой-то?

- Да вот, думаю с ней расстаться.

- А чё так? Вы же позавчера на свадьбе её брата были, я слышал. Всё хорошо было?

- Было. Пока она букет не поймала.

 

Идея, что женщины мешают жить мужчинам. Следствие – «нормальность» мизогинии

– Сёма, как думаешь, кому жить труднее: мужикам или бабам?

– Сарочка, конечно же, мужикам!

– Это ещё почему? – Так из-за баб!

 

От негативного отношения к неготовности осознавать дискриминацию

Сексистский юмор снижает готовность людей увидеть и осудить дискриминацию. Согласно исследованиям социолога Т. Форда и его коллег в 2013 году, люди, склонные к враждебному сексизму, реже высказывались в поддержку гендерного равенства после прослушивания именно сексистских шуток. Исследования показывают, этот вид юмора связан с более широкой культурной идеологией, которая оправдывает статус-кво гендерного неравенства.

Сексистский юмор разделяет: женщины и мужчины показываются как люди, которые никогда не поймут друг друга. Важную роль в таком юморе играет теория «непреодолимого различия» между полами: мы не такие, как они, а они не такие, как мы; и по-другому быть не может.

Сексистский юмор настраивает мужчин и женщин как две социальные группы друг против друга, создаёт и нормализует это «противостояние».

Реакция на юмор и «двойное послание»

Мужчины чаще шутят и смеются над сексистским юмором, видят его менее оскорбительным, чем женщины.10 И если вы не согласны, то вы автоматически оказываетесь в невыгодном положении. Нередко услышать обвинения в адрес женщины, если она не смеется над сексистской шуткой, то у неё просто «нет чувства юмора». Учёные заявляют, что женщинам может показаться не столь юмористической шутка, потому что она не желает принимать участие в собственном очернении. Согласно социологу М. Фрай, женщины застревают в «двойном послании». Это означает, что варианты реакции для женщин сокращаются до минимального выбора, и все они в любом случае выдают штраф – порицание или лишение. Когда кто-либо рассказал сексистский анекдот, женщине остается два варианта – смеяться над шуткой или выражать тревогу или несогласие. И этот выбор бывает проблематичным. Если женщина смеется, то является соучастницей унижения её собственной группы. Если нет, то она маркируется как «без чувства юмора» и может быть изгнана из группы. Выражая доброжелательное отношение с помощью смеха, она поддерживает патриархатную систему, а если не смеётся –противостоит ей и господствующей системе норм. И М. Фрай называет это «двойным посланием», где оба варианты оборачиваются против женщины.11

Итак, в сухом остатке: сексистский юмор усиливает гендерные стереотипы и подпитывает социальный климат для дискриминации и стигматизации. Важно помнить, что мы не просто впитываем как губка что-то в процессе нашего развития с самого детства, но и сами производим и продвигаем определенные социальные нормы. Если вам кажется смешной шутка про изнасилование, это повод задуматься о ваших ценностях, а не посмеяться.

_________________________________

1 LaFrance, M.., Woodzicka, J. A. No laughing matter: Women's verbal and nonverbal reactions to sexist humor/ М. LaFrance, J. A. Woodzicka // In J. Swim C. Stangor (Eds.), Prejudice: The target's perspective. San Diego, CA: Academic Press. - 1988. - P. 61-80.

2 Исследовательский центр портала Superjob.ru. Женщины любят шутки о любви, мужчины – о политике. [Электронный ресурс]. 2011. Режим доступа: http://www.superjob.ru/community/humor/54427/.Свободный. (Дата обращения: 11.02.18)

3 Гендерный юмор – это юмор, который затрагивает гендерные роли и установки мужчин и женщин в обществе (их допустимое или недопустимое поведение, нормы коммуникации, ожидания, представления и многое другое)

4 Cantor, J. R., Zillmann, D. Resentment toward victimized protagonists and severity of misfortunes they suffer as factors in humor appreciation/ J. R Cantor, D. Zillmann // Journal of Experimental Research in Personality. - 1973. - №6.- P. 321-329.

5 Bill, B., Naus, P. The role of humor in the interpretation of sexist incidents/ B. Bill, P. Naus // A Journal of Research, Sex Roles. – 1992. – № 27. – P. 645 - 664.

6 https://www.youtube.com/watch?v=iCPs9XBWBgY

7 https://www.youtube.com/watch?time_continue=190&v=1lrXK0LCoWo

8 https://rutube.ru/video/96fe2bdc1610243be77f122529b94ca1

9 Ford, T. E., Ferguson, M. A. Social consequences of disparagement humor: A prejudiced norm theory. / T. E. Ford, M. A. Ferguson // Personality and Social Psychology Review. – 2004 – № 8. – P. 79-94.

10 Chapman, A. J., Gadfield, N. J. Is sexual humor sexist ?/ A. J. Chapman, N. J. Gadfield // Journal of Communication. – 1976. – № 26. – P. 141-153.

11 Frye, M. Oppression / M. Frye // In The Politics of Reality: Essays in Feminist Theory. NY: Crossing Press. – 1983. – P. 1-16.

Авторка текста Мария Гельман

Перепечатка данного текста возможна только с разрешения оргкомитета кинофестиваля «Бок о Бок»

 

 Комментарии



Опубликовать в социальные сервисы