Назад на предыдущую страницу

10 июня 2014

Асексуальность – уникальный феномен в мире ненормативных сексуальностей

Когда несамоидентифицированные «асексуалы» сталкиваются с асексуальностью в первый раз, они получают доступ к культурным ресурсам и дискурсу асексуальности. Проще говоря, они становятся асексуалами. Их сексуальный опыт и влечения обретают смысл в контексте асексуальности, что прежде не являлось возможным.

Де Луцио Казин

В начале XXI века постмодернизм и квир-теория существенно подорвали стратегию политики идентичности. Во многих странах западного мира движение в защиту гражданских прав, вторая волна феминизма или ЛГБТ-движение были объединены идеей общей идентичности как основы для требований равноправия. Эссенциалистская модель идентичности подразумевает существование некоего «естества» в женщине или мужчине, общей идентичности для всех афроамериканцев или отдельной для гомосексуалов. Несмотря на очевидные проблемы, сопутствующие эссенциалистскому подходу к идентичности, данная стратегия привела к значительным достижениям на политическом поле, однако возникшие вскоре внутренние конфликты ослабили ее позицию. В связи с этим появление асексуальности как новой идентичности ставит ряд интересных вопросов. Несмотря на то что многие асексуалы используют эссенциалистский дискурс для описания своей идентичности, квир-теория все же оказала свое влияние на их взгляды.

Среди переплетающихся гипотез, идей и стратегий, регулирующих сексуальные идентичности, рождается новое квир-сообщество: асексуалы, или люди, «не испытывающие сексуального влечения» (см. сайт asexuality.org). Появление асексуальной идентичности и сообщества датируется началом 2000-х годов, когда Дэвид Джей запустил сайт Asexual Visibility and Education Network (AVEN), который вскоре cтал самым популярным источником информации и местом встреч для асексуалов. Большинство дискуссий в этом сообществе сосредотачивается на определении асексуальности и обозначении границ данной идентичности. Асексуалы борются с медицинским дискурсом, зачастую определяющим их как ущербных или нуждающихся в лечении. Обсуждение определения асексуальности продолжается, и хотя члены сообщества часто выражаются эссенциалистскими терминами, идея установки строгих рамок находится под вопросом.

  

Анкета, состоящая из открытых вопросов, которую Кристин С. Шеррер распространила среди 102 пользователей сайта AVEN, показала, что многие из них описывают себя как «натурально асексуальных» и всегда чувствующих себя такими, но в то же время подчеркивают, что открытие сообщества асексуалов помогло им найти язык, чтобы говорить об этом. Отсюда можно сделать вывод, что важно принять асексуальность как «нормальность» и трактовать ее как сексуальную ориентацию. Это легитимирует ее в качестве новейшей в длинном списке ненормативных сексуальностей. Я называю здесь асексуальность «сексуальной ориентацией»: этот термин неоднозначен в квир-теории, но наиболее подходит в контексте эссенциалистских понятий феномена в ответах респондентов. Использование языка с акцентом на «натуральность» также может быть реакцией на медицинский дискурс вокруг асексуальности и попыткой защиты от него по примеру ЛГБТ-движения

Дорога к самооткрытию редко бывает индивидуальна; она часто переплетена с открытием существования сообщества асексуалов и в большой степени зависима от него. Многие асексуалы описывают процесс формирования своей идентичности соответствующим модели формирования гомосексуальной идентичности через прохождение определенных стадий: от смятения через сравнение, толерантность, принятие, гордость до синтеза идентичности. Таким образом сообщество асексуалов со своими ресурсами не просто оказывает эмоциональную поддержку «вышедшим из чулана» асексуалам, оно позволяет индивиду осознать себя как асексуала и присоединиться к сообществу. Трудно переоценить важность открытия того, что кто-то другой переживает похожий опыт. Сам факт осознания существования сообщества асексуалов играет важную роль в процессе самоидентификации и является ключевым фактором в привлекательности асексуальной идентичности: человек, который не мог найти свое место в спектре ненормативных «вариантов», получает возможность осмыслить свою идентичность.

Подход к определению асексуальности на уровне сообщества больше склоняется к конструктивизму, чем к эссенциализму. Хотя AVEN оперирует вышеупомянутым определением асексуала как человека, не испытывающего полового влечения к другим, при ближайшем рассмотрении это скорее общий термин, чем строгий классифицирующий критерий. Большинство асексуалов сами конструируют понимание того, кто они есть. В результате возникает множество определений людей, испытывающих очень низкое сексуальное влечение или чувствующих отсутствие такового. Например, демисексуалы, которые не испытывают сексуального влечения, пока не сформируют сильную эмоциональную привязанность к другому человеку, и серые асексуалы, которые находятся в промежуточной зоне между сексуальностью и асексуальностью, обычно с очень низким влечением. Асексуалы также различаются по признакам их отношения к сексу: на секс-позитивных, секс-нейтральных, нерасположенных к сексу и против секса. Другое измерение – это подход к романтическим отношениям: асексуалы-романтики ищут партнеров, в то время как аромантики предпочитают избегать романтической привязанности. Несмотря на то что слишком большой выбор может ввести в замешательство, люди позиционируют себя как асексуалов, что, похоже, является единственным условием принадлежности к сообществу.

Согласно официальным правилам AVEN, «судить о других пользователях, особенно по признаку достоверности их асексуальности, строго не рекомендуется». В разделе сайта «Часто задаваемые вопросы» можно узнать, что: «Если вы cчитаете, что попадаете под категорию асексуалов, вы можете выбрать - называть себя асексуалом или нет». Сексуальная идентичность – это вопрос личного выбора и самоидентификации, а не внешних характеристик или внутренних психологических качеств. Акцент на свободе выбора является явным отходом от традиционного эссенционалистского взгляда на идентичность, который подразумевал наличие определенного набора качеств, необходимого для «вступления в клуб».

Общий опыт и убеждения чрезвычайно важны для новых движений. В случае асексуальности общая идентичность является особенно важным моментом, поскольку асексуалы не подвергаются дискриминации и ущемлению прав по сравнению с другими ЛГБТ-группами, которые активно преследуются в гомофобных обществах. Отношение профессиональных медиков к асексуальности и их убеждение в необходимости ее лечения представляет собой специфическую проблему. Однако асексуалы также говорят о чувстве отчуждения в сексуализированном обществе, маркированном первостепенностью и неизбежностью сексуальной жизни. Они чувствуют себя ущемленными, когда их друзья и родственники полагают, что настоящее счастье и самореализация без сексуальных отношений невозможны. Данные опасения трудно принять за общую идеологию социального движения, что делает стратегию политики идентичности более привлекательной.

Асексуалы описывают свой опыт, используя ярко выраженный эссенциалистский дискурс, возможно, в качестве защиты от предположений, что их сексуальность была сформирована психологической травмой или болезнью. Однако сообщество настолько открыто, что определение асексуальности размывается, становится политически бесполезным. Это противоречие возникает из-за того, что асексуальная идентичность, построенная по модели ЛГБТ, не может уйти от влияния новейших течений в социальной и политической теории. Квир- и постмодернистский подходы к формированию идентичности доминируют среди прогрессивно мыслящих, а эссенциализм остается последним аргументом защиты традиционалистов, настаивающих на сохранении «натуральных» различий между людьми. Иллюстрацией данных дискуссий является непрекращающееся расширение аббревиатуры ЛГБТ. Следует заметить, что каждая новая ненормативная идентичность пытается добавить свой инициал, что дало в результате ЛГБТКИА (К – квир, И – интерсексуалы, А – асексуалы или агендеры). Этот термин может расширяться до бесконечности, а его польза является спорной. Ведь в итоге он создает иллюзорную общность между группами людей, которые помимо их ненормативного статуса в западном обществе имеют очень мало общего. Если принять во внимание разнородность человеческого опыта, а также сексуальную и другие идентичности, то всякие попытки «уместить» человека в маленький аккуратный ящик с ярлыком обречены на провал. Провозгласив идентичность делом свободного выбора, асексуалы, вероятно, нашли не идеальный, но единственно возможный на данный момент компромисс

Полную версию статьи читайте в книге «На перепутье: методология, теория и практика ЛГБТ- и квир-исследований»

Автор Анна Куровицка - Институт славистики (Institute of Slavic Studies) Польской академии наук, Варшава

Перевод с английского: Ольга Акман

 Комментарии



Опубликовать в социальные сервисы