Назад на предыдущую страницу

9 декабря 2009

Михаэль: что такое настоящая любовь?

"Михаэль" (1924) - немецкий фильм по роману датского писателя Германа Банга, снятый датским режиссером Карлом Теодором Драйером, с датским же актером Бенджамином Кристенсеном в главной роли - считается важной работой в немом гей-кинематографе наряду с "Не таким, как все" (1919). В отличие от последнего он не преследует социально-политических целей, таких как просвещение зрителей о гомосексуальности и борьба за отмену статьи Уголовного кодекса. В явном виде мотивы однополой любви не присутствуют, но гомосексуальная природа чувств главных героев в "Михаэле" читается между строк.

Михаэль (Вальтер Слезак) - начинающий художник, ставший моделью, вдохновением и "приемным сыном" Мастера Клода Зоре (Кристенсен). Когда обанкротившаяся графиня Люсия Замиков (Нора Грегор) заказывает Зоре своей портрет с конечной целью добраться до его банковского счета, юноша оказывается обидчивым ревнивцем слащавой красоты (Дориан Грей, кто-нибудь? Бози Дуглас?). Не позволив графине и половину припасенных приемов совращения, он "отбивает" девушку и попадается в ее финансовый капкан. Тем временем вежливый, гостеприимный и безусловно добрый Зоре находится либо в неведении разыгравшегося перед ним представления, либо просто отказывается признавать очевидное. 

Чуть больше часа неспешно разворачивающихся событий с неплохим музыкальным сопровождением, эпизодически интересными крупными планами, выигрышными декорациями и радующей глаз актерской игрой Кристенсена на фоне бездарной игры остальных вызывает невольные ассоциации с Оскаром Уайльдом скорее от большой любви к искусству, чем от намеренного совпадения. Слепая любовь к прогнившему в душе, но прекрасному снаружи юноше прекрасно сыграна Бенджамином Кристенсеном в его последней роли. Игра Слезака откровенно глупа для предмета любви такого умного человека, как Зоре. Грегор же просто испортила графиню. 

При содержательности главной линии ответвления сюжета недостаточно глубоко прописаны. Их отсутствие только подчеркнуло бы достоинства фильма; присутствие же, по всей видимости, должно было показать все разнообразие любви. Побочной историей выступают страдания герцога де Монтьё, чье семейное предсказание гласит, что испытавший величайшее счастье заплатит за него жизнью. В его случае, правда, величайшее счастье пришло в виде адюльтера с больной замужней женщиной. 

Неубедительность сюжета создает достаточно неоднозначное восприятие. Все можно было бы списать на иронию, особенно после непривычного глазу российского зрителя исполнения балета "Лебединое озеро", но фильм затрагивает серьезные темы и просит и зрителя относиться к ним серьезно. Чего стоит только фраза из эпиграфа, которой фильм и заканчивается: "Теперь я могу мирно умереть, ибо я увидел настоящую любовь". Узреть настоящую любовь в этом фильме необычайно трудно - исключительно набор иллюзий одиноких несчастных людей: Зоре, любящий Дориана Грея, который ворует его работы и английские бокалы, чтобы предаваться любовным утехам с графиней, которой нужны лишь деньги; Чарльз Свитт, безропотно влюбленный в Зоре, боящийся хоть слово сказать о Михаэле, чтобы не огорчить Мастера; герцог де Монтьё, бредящий счастливой любовью к замужней женщине.

Три самых известных ЛГБТ-фильма Веймарского Германии - "Не такой, как все", "Михаэль" и "Девушки в униформе" - разворачиваются вокруг отношений учителя и ученика - это веяние эпохи, нации или простое совпадение? "Михаэль" заметно слабее своих "коллег". Он был переосмыслен уже в свете более поздних работ Драйера. Сам же режиссер не вспоминал этот фильм в интервью. Считается, что Хичкок был вдохновлен "Михаэлем" при работе над сценарием для фильма "Мерзавец" (слово, которое прекрасно характеризует Михаэля). Остается надеяться, что не ужасная игра графини, излишне затянутая чехарда крупных планов и невнятный набор второстепенных сюжетных линий вдохновили его, а режиссура Драйера, операторская работа, гениальная игра Кристенсена и роскошные для эпохи экспрессионизма декорации.

Наталья Макарова
кинокритик
natalia
[at] bok-o-bok.ru

 Комментарии



Опубликовать в социальные сервисы