Назад на предыдущую страницу

21 октября 2009

Кино Веймарской республики

Корреспондент ИД «Коммерсантъ» МИХАИЛ ТРОФИМЕНКОВ специально для ЛГБТ-кинофестиваля «Бок о Бок»

Ретроспектива уникальна: ценность первых ЛГБТ-фильмов не исчерпывается их качеством социологических, исторических документов. Два из них – шедевры: «Михаэль» (1924) величайшего датчанина Карла Теодора Дрейера и «Девушки в униформе» (1931) Леонтины Саган. «Не так, как другие» (1919) – скорее, арт-листовка, но фильму Рихарда Освальда гарантировано место в истории искусства тем, что в главной роли - лунатичный Конрад Фейдт, только что сыгравший сомнамбулу Чезаре в «Кабинете доктора Калигари» (1919) Вине, манифесте экспрессионизма. Такое совпадение актуальности и художественного качества было возможно только в ошалевшей, свободной, несчастной Веймарской республике.
     Воздух «Веймара» запечатлел именно Освальд: мужские балы, заголовки газет, вопящие об эпидемии самоубийств, тяжеловатое немецкое желание рационально объяснить все на свете, включая любовь. Профессор Магнус Хиршфельд, автор теории «третьего пола», создатель WhK, первой организации, боровшейся за права геев, не только соавтор сценария, но и играет самого себя, свидетеля защиты на суде скрипачом Корнером.
     Если Освальд снял первый в истории фильм в защиту геев, против 175-й статьи германского Уголовного кодекса, то Дрейер – первую в истории гей-мелодраму, роскошную, декадентскую, предвещающую, ну, хотя бы. «Семейный портрет в интерьере» Висконти. Апартаменты художника, сыгранного загадочным Бенджаменом Кристенсеном, автором галлюцинаторных, садомазохистских «Ведьм» (1922), - такой же замок, как замки Людвига Баварского. Искусство для Дрейера – канал трансляции сексуальных импульсов. Связь художника с предателем Михаэлем – притча об исчезновении в европейской культуре античного понятия мужской дружбы, столь же сексуальной, сколь и творческой.
     «Девушки в униформе», напротив, жестко укоренены в эпохе: прусский пансион обрисован с желчностью, достойной живописного течения «новая вещность». Мотив бунта воспитанниц перекликается с еще не снятым шедевром Жана Виго «Ноль за поведение» (1933). Школьно-лесбийская тема - с пьесой Лиллиан Хеллман «Детский час» (1934), дважды экранизированной великим Уильямом Уайлером. Снять фильм без единого мужского персонажа само по себе было смелостью. Но «Девушки» - одна из самых удачных попыток создать звуковой фильм, не впадая в торжествовавшую на экранах болтливость.
«Девушки» - повод задуматься о неисповедимости судеб. Леонтин Саган была человеком театра. Считается, что главную роль в постановке сыграл «худрук» Карл Фрелих: убежденный нацист, он возглавит при Гитлере кинопрофсоюз. Открытые лесбиянки Саган и Криста Винслов, автор пьесы, по которой поставлен фильм, убегут от нацистов. Саган умрет в преклонном возрасте в ЮАР, где станет одним из основоположников местной театральной школы. Скульптор, социалистка Винслов, какое-то время - возлюбленная Дороти Томпсон, первой журналистки, интервьюировавшей Гитлера, будет участвовать во французском Сопротивлении: в июне 1944 ее с подругой убьют в лесу какие-то уроды.
Впрочем, такое переплетение судеб было тоже возможно лишь в Веймарской Германии.

Расписание показов

23 октября, пятница, 19.30 – 22.00
«Не такой, как все» (Германия, 1919) Anders als die Anderen
Вступительное слово Ивана Чечота. По окончании кинопоказа – дискуссия.
Немецкий культурный центр им. Гете: наб. реки Мойки, д. 58, 1 этаж

27 октября, вторник, 19.30 – 22.00
«Девушки в униформе» (Германия, 1931) Mädchen in Uniform
Немецкий культурный центр им. Гете: наб. реки Мойки, д. 58, 1 этаж
По окончании кинопоказа – дискуссия с участием члена жюри фестиваля Махиды Лайн (Берлин).

31 октября, суббота, 19.00 – 21.00
«Михаэль» (Германия, 1924) Michael
Датский институт культуры: наб. реки Мойки, 42, офис 38.
В дискуссии по окончании фильма примут участие Генеральный консул Королевства Дании в Санкт-Петербурге Йенс Ворнинг Сёренсен и директор Датского института культуры в Санкт-Петербурге Рикке Хелмс.

Подробная информация о ретроспективе и других событиях и фильмах фестиваля
на сайте
www.bok-o-bok.ru

 Комментарии



Опубликовать в социальные сервисы