15 апреля 2019 Что не стоит пропустить на майских показах кинофестиваля «Бок о Бок»: семёрка лучших фильмовНЕПРАВИЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ КЭМЕРОН ПОСТ, режиссёрка Дезире АкхаванФильм-сенсация кинофестиваля Sundance, забравший его главный приз. Американка иранского происхождения Дезире Акхаван, новая надежда современного квир-кино, впервые громко заявила о себе полнометражным фильмом «Соответствующее поведение» на том же фестивале четырьмя годами ранее. Во втором полном метре Дезире про девушку Кэмерон, по мнению религиозных родственников, «сошедшей с верного пути», сыграла звезда голливудского масштаба Хлои Морец, а её подругу по исправительному лагерю – талантливая юная актриса Саша Лейн, прославившаяся благодаря картине британки Андреа Арнольд «Американская милашка».
Дезире адаптировала и экранизировала бестселлер американки Эмили Дэнфорт. Это история юной лесбиянки Кэмерон, парень которой застает её с подружкой на заднем сиденье машины во время выпускного. Тётя принимает решение отправить Кэмерон в лагерь конверсионной терапии – и фильм рассказывает историю её дальнейших страшных мытарств. Несмотря на суровый факт того, что в 21 веке в мире ещё применяют этот варварский метод, призванный «вылечить» от гомосексуальности, Дезире вслед за Эмили удаётся рассказать также и историю настоящей дружбы, которую находит в лагере Кэмерон, по сути, впервые оказавшаяся среди таких же, как она. Приятным бонусом к просмотру будет встреча с авторкой книги Эмили Дэнфорт, которая приедет на фестиваль – русское издание романа планируется уже этой осенью. СЧАСТЛИВЫЙ ПРИНЦ, режиссёр Руперт ЭвереттНазвание картины грустно вторит названию одной из самых знаменитых сказок Оскара Уайльда. Режиссёрский дебют британского актера Руперта Эверетта – это история последних лет жизни писателя, похожих на траекторию американских горок – невероятные взлеты всегда обречены смениться бескомпромиссными и жестокими спусками, нищетой и гонениями: этому подвергался Уайльд, на тот момент уже успевший отбыть двухлетний тюремный срок за «содомию».
Главную роль сыграл сам Эверетт, один из первых открытых геев в киномире, и этот фильм – поистине его актёрский бенефис. Рваный монтаж фильма – метафора обрывков воспоминаний самого Уайльда, из которых складывается последняя глава его жизни, моменты славы и позора, которые шли рука об руку. Покинутый всеми, в том числе и своей самой большой любовью – лордом Бози (его играет обаятельнейший актёр Колин Морган), без гроша в кармане, преданный забвению раньше собственной смерти, но всё ещё живой благодаря двум верным друзьям, сыгранным Колином Фёртом и Элвином Томасом. Неоспоримое достоинство этой картины в том, что, несмотря на трагичное завершение одной несчастной, но яркой жизни, повествование о ней не лишено юмора, который если и покидает самого Уайльда, то только на смертном одре. НАСЛЕДНИЦЫ, режиссёр Марсело МартинессиЭтот фильм участвовал в конкурсе Берлинале–2018 и совершенно заслуженно увёз из Берлина «Серебряного медведя» – вторую по значимости награду фестиваля. Парагвайские «Наследницы» – фильм из категории максимально деликатного кино, которого в современности, несмотря на почти конвейерное производство арт-картин, снимают не так много.
Это полнометражный дебют парагвайского режиссёра Марсело Мартинесси – история о том, как трудно сбежать от собственных желаний. Главные героини Чела и Чикита вместе уже 30 лет, они неразлучны. Но в какой-то момент идиллии приходит конец: Чикиту сажают в тюрьму за долги. Но при удачном стечении обстоятельств она может выйти на свободу через какой-нибудь месяц. Правда, никто, в том числе и сами героини, не подозревает о том, как много изменений может случиться за месяц в жизни ранимой Челы. Теперь она одна живёт в роскошном доме, но также вынуждена распродавать своё имущество за гроши. В поиске заработка она начинает подвозить своих соседок – и среди желающих воспользоваться её услугами встречает новую любовь. Арчи оказывается единственной, кого Чела впускает в свой замкнутый мир и мать которой она теперь регулярно возит на лечение в пригород. Камера дотошно следит за всеми действиями Челы, многие из которых она совершает впервые за свою жизнь: учится курить или зарабатывать деньги самостоятельно. Но Мартинесси никогда не переходит черту – именно этим детальным, но ненавязчивым срезом одной жизни и ценен его фильм. РАФИКИ, режиссёрка Вануки КахуиПолнометражный дебют Ванури Кахуи, впервые показанный на Каннском кинофестивале прошлого года. «Рафики» – это кенийская история о Ромео и Джульетте, только лишённая гендерных стереотипов. А еще история о классовой борьбе и, конечно, о невозможности быть с тем, кого любишь, когда общество ничем не лучше жестокой тюрьмы.
Это яркая и чувственная история любви двух девушек, отцы которых соревнуются за место мэра города. В фильме Кахуи есть наивность дебютной ленты, но есть её же сила, витальная и амбициозная, полная протеста и желания изменить законсервированную веками систему. Этот фильм своего рода феномен для кенийского кино: до Ванури мало кто в африканской киновселенной так отчётливо поднимал ЛГБТ-тему, и делал это так талантливо для режиссёрского дебюта. Эта картина подверглась гонению на родине и была запрещена к показу. Однако, чтобы попасть в список претендентов на «Оскар» в категории иностранных фильмов, власти приняли решение показать её в нескольких кинотеатрах столицы. Таким образом вопросы о несправедливости и гонениях в фильме получили печальный социальный контекст и по другую сторону камеры. БАБОЧКИ, режиссёр Дмитрий КубасовВажный русский док, один из программных фильмов последнего десятилетия, обязательный к просмотру. В России, увы, пока не снимается значительных работ на ЛГБТ-тематику и только сейчас начинаются робкие попытки делать это вслед за скинувшим оковы предрассудков Западом. Русские режиссёры либо скатываются в пошлость, как это произошло, например, с фильмом «Я люблю тебя» Ольги Столповской и Дмитрия Троицкого, либо берут слишком высокую амбициозную ноту, которую не способны выдержать до финальных титров. Но Кубасову это удается.
«Бабочки» – это зарисовки из жизни молодого человека по имени Алексей. Он – открытый гей, его друзья любят и принимают его, но со своей матерью он так и не смог найти общий язык. Алексей приезжает на кинофестиваль «Зеркало» в Плес и на берегу Волги находит любовь. Любопытно смотреть, как, кроме основной линии, Кубасов успевает рассказывать о подноготной русских фестивалей и русском укладе вообще, аккуратно вплетая это обозрение нравов в основную линию фильма. Это не просто история одного курортного романа – это история становления, поиска себя и правильных людей вокруг. ЖЕСТ, ОЗНАЧАЮЩИЙ ЛЮБОВЬ, режиссёры Элад Коэн и Айрис Бен МошеДокументальная картина, снятая от первого лица израильтянином Эладом Коэном и поднимающая множество актуальных вопросов: от принятия собственной идентичности до осознанного родительства. Элад – глухой гей; он с самого детства боролся за понимание родителей и часто проигрывал в этой схватке. По словам матери, воспитывать его было подобно тому, как воспитывать одновременно троих детей. Но несмотря на все трудности, Элад вырос открытым и счастливым человеком, научившимся принимать себя и других. Вместе с подружкой Яэли они решают завести ребенка. Фильм честно и без прикрас рассказывает о том, что ребенок в дружеской паре – это ещё большая ответственность, которую Элад и Яэли не боятся брать на себя. Каждым шагом они доказывают, что достойны её. Вот Элад делает покупки, меняет маленькому Разу подгузники – он хочет быть заботливым отцом. Они ссорятся и мирятся с Яэли, так как растить ребенка в их отношениях – гораздо сложнее, чем в обычной семейной паре.
Это не история одной семьи – это история поколений, израильские «отцы и дети», где старшие наконец научились принимать младших и не заставляют их слепо следовать своим собственным заветам всю оставшуюся жизнь. ДАЙКИ, КАМЕРА, МОТОР! режиссёрка Кэролайн БерлерТакое кино редко увидишь на большом экране – поэтому пропускать его сродни преступлению. Это фильм-энциклопедия, фильм-путеводитель по богатейшему, но мало изученному материалу лесбийского кино, сделанный руками самих режиссёрок, то есть рассказанный из первых уст.
О своём кино повествуют легендарные женщины, совершившие революцию в мире кино, женщины, заставившие мир обратить на себя внимание. Это фильм-коллаж, составленный из самых разных фрагментов – от интеллектуальных работ Майи Дерен до современных фильмов Лизы Холоденко, которой удалось вывести фильмы о лесбиянках и ЛГТБ-людях в целом в категорию арт-мейнстрима. Кроме самих режиссёрок, комментарии в фильме даёт и авторитетнейшая исследовательница квир-кино Руби Рич, благодаря которой в начале девяностых новая волна ЛГБТ-кинематографа обрела название «нового квир-кино». Фильм Кэролайн Берлер прекрасен ещё и тем, что его равно интересно будет смотреть всем: и тем, кто всерьёз занимается кино, и тем, кто случайно когда-то посмотрел пару фильмов, снятых этими женщинами. Эта лента как будто приглашает пересмотреть любимые кадры и переслушать любимые истории, под которыми подведена общая черта. Главной линией через этот фильм проходит идея нерушимого сестринства, взаимоподдержки и любви. Ксения Ильина, киножурналистка Перепечатка данного текста возможна только с разрешения оргкомитета кинофестиваля «Бок о Бок» |
Назад на предыдущую страницу