16 января 2018 «Не такие» подростки. 6 новых фильмов о ЛГБТ-тинейджерахПричудливая литовская лесби-мелодрама, пронзительный фильм Андре Тешине, трагикомедия о семье трансгендерного парня из Нью-Йорка и другие яркие ленты о подростках в нашем обзоре. Деликатный жанр coming of age (фильм о взрослении) всегда так или иначе проповедовал гетеронормативность в качестве «естественного начала» с ещё большей силой, чем фильмы о взрослых. В качестве исключений можно вспомнить лишь отдельные шедевры авторского кино, вроде «Молодого Тёрлесса» Фолькера Шлёндорфа (1966) или «Если…» Линдсея Андерсона (1968). Примечательно, что в обоих фильмах речь идёт о мужской гомосексуальности в закрытых частных учебных заведениях. В последние полтора-два десятка лет табу на изображение разной сексуальности подростков практически разрушено: достаточно упомянуть мировой триумф таких картин о взрослении, как «Жизнь Адель» Абделатифа Кешиша и «Лунного света» Барри Дженкинса, получившего главный Оскар-2017. ЛГБТ-подростков становится всё больше среди персонажей сериалов – главного нарративного искусства современности. Именно в телешоу о подростковой сексуальности стали говорить раньше и откровеннее: начиная с «Моей так называемой жизни» и «Бухты Доусона» и заканчивая недавними «Бесстыдниками», «Как избежать наказания за убийство». Но об этом подробнее в другой раз, а сейчас вспомним прошедшие под радарами зрительского внимания полнометражные фильмы последних лет про подростков.
«Каменное сердце» (Hjartasteinn), 2016, Исландия, режиссёр Гутмундур Арнар Гудмундсон История безответной любви посреди сурового северного лета Рыбацкий поселок на берегу океана в исландской глуши. Одно лето в жизни 14-летних Тора и Кристиана. Один пытается привлечь внимание первой деревенской красавицы, другой мучительно и безнадёжно влюблён в лучшего друга. Полнометражный дебют молодого режиссёра Гудмундсона подчеркнуто анахроничен: подобная история в этих сурово-прекрасных северных пейзажах могла произойти и полвека назад, а то, что дело происходит в толерантной Исландии, играет не слишком большое значение: предрассудки и болезненное восприятие мальчиками собственной и чужой сексуальности никуда не делись.
«О Рэй» (Three Generations), 2015, США, режиссёрка Гэби Диллэл Трагикомедия о трансгендерном парне с голливудскими суперзвёздами в главных ролях Рэй (Эль Фаннинг) – 16-летний нью-йоркский транс-парень, с детства осознавший несоответствие своей гендерной идентичности приписанному при рождении полу и ждущий начала гормональной терапии как чуда и избавления. Пока же он ведёт видеоблог, катается на скейте и не решается подойти к однокласснице, в которую влюблён. В это время взрослые – воспитывающая его в одиночку заботливая мать (Наоми Уоттс) и бабушка-лесбиянка с резким характером и радикально-феминистскими взглядами (Сьюзен Сарандон) – спорят о деталях перехода подростка и думают, что делать с бюрократическим препятствием: для начала перехода необходима подпись отца Рэя, который давно растворился в тумане. Фильм режиссёрки и сценаристки Гэби Диллэл – умное, забавное и очень оптимистичное исследование того, как современная модель семьи ломает прежние гендерные стереотипы.
«Семнадцать» (Siebzehn), 2017, Австрия, режиссёрка Монья Арт Энергичная драма про бисексуальную австрийскую старшеклассницу 17-летняя Паула (этот возраст – самый распространенный среди ЛГБТ-подростков в кино: ещё официально не взрослые, но уже люди, имеющее легитимное право на выражение своей сексуальности) влюблена в одноклассницу Шарлотт, у которой есть бойфренд, но также и какие-то смутные чувства к Пауле. Чтобы забыть возлюбленную, героиня начинает встречаться с Тимом – тут-то и запускается цепь непредсказуемых событий. Дебютный полный метр Моньи Арт показали на Берлинале и лондонском ЛГБТ-фесте BFI Flare, а также номинировали на важную австрийскую кинопремию имени Макса Офюльса. Провинциальная Австрия, одновременно благополучная и полная скрытых проблем, здесь показана в куда более радужном свете, чем мы помним её по мрачным документальным картинам Михаэля Главоггера или Ульриха Зайдля. «Семнадцать» –переполненная жизнелюбием и витальной энергией история становления сексуальности современной девушки, захватывающее продолжение той жанровой традиции, которая была заложена незабываемым «Чёртовым Омолем» шведа Лукаса Мудиссона.
«Отведи меня к реке» (Take Me to the River), 2015, США, режиссёр Мэтт Собель Психотриллер о юном гее в американской глухой провинции 17-летний Райдер живёт в Калифорнии и не испытывает особенных проблем из-за своей открытой гомосексуальности: родители, во всяком случае, его поддерживают без вопросов. Другое дело – родственники матери в консервативной Небраске, куда калифорнийская семья приезжает на несколько летних дней. Насмешки кузенов и косые взгляды местных реднеков, как выяснится вскоре, – не самое пугающее и дикое, что ждёт юношу в краю, где геев считают извращенцам, а молитва перед едой обязательна. Первый полнометражный фильм Мэтта Собеля виртуозно меняет регистр: из драматической комедии о пропасти между либеральной Калифорнией и условными избирателями Трампа картина, словно оборотень, превращается в страшноватый триллер, где самое жуткое и стыдное происходит за кадром. <
«Лето Сангайле» (Sangailes vasara), 2015, Литва, режиссёрка Аланте Каваите Крайне неординарная лесбийская мелодрама Лето перед выпускным классом Сангайле проводит на вилле под Вильнюсом вместе с родителями – бизнесменом и бывшей балериной. Она любит смотреть на акробатические полёты маленьких самолётов, но панически боится высоты, а также регулярно режет себя циркулем, чтобы унять тревогу, а в остальное время живёт словно во сне. Жизнь её меняется с появлением Аусте – энергичной и весёлой будущей художницы, подрабатывающей в местном кафе. Томительная, почти декадентская мелодрама литовской кинематографистки Каваите аккуратно цитирует и всем известную классику о девичьем взрослении (от «Ускользающей красоты» Бертолуччи до «Отвязных каникул» Хармони Корина), и неочевидные фильмы советской перестройки. Но в итоге получается ни на что не похожий фильм, ошеломляющий как искусным изображением тончайших душевных движений, так и откровенной натуралистичностью отдельных сцен: сцены селф-харма сняты подробно и безжалостно, а эпизод с извлечённым из рыбы солитером, кто увидит, уже не забудет.
«Когда тебе семнадцать» (Quand on a 17 ans), 2016, Франция, режиссёр Андре Тешине, сценаристка Селин Сиямма Образцовый романс о влюблённых друг в друга парнях В живописной сельской местности на юге Франции (в районе Пиренеев) двое одноклассников старшей школы проходят положенный им путь от иррациональной вражды со взглядами исподлобья и жестокими драками к страстной любовной связи, которая обещает быть долгой. Любовь двух парней обрамлена к тому же классовыми и расовыми различиями. Дамьен – единственный сын армейского пилота, служащего в одной из «горячих точек» Западной Африки, и доктора-гуманистки. Тома – чернокожий подросток, усыновлённый семьей небогатых фермеров, разрывающийся между желанием получить приличное образование и необходимостью помогать приёмным родителям в их тяжком фермерском труде. Сценарий к фильму написала Селин Сияма, авторка многих фильмов о детях и подростках («Водные лилии», «Томбой», «Девичество). В «Когда тебе семнадцать» нет каких-то поразительных художественных открытий, но это необычайно воодушевляющая картина о всепобеждающей силе любви и человечности.
Автор статьи - Артём Лангенбург, журналист, культуролог Перепечатка данного текста возможна только с разрешения оргкомитета кинофестиваля «Бок о Бок»
|
Назад на предыдущую страницу