29 марта 2013 Валерий Созаев, куратор рубрики: Я всегда с интересом читал те материалы, которые появлялись на сайте в рубрике «Горячая тема», потому что вопросы, которые затрагивались в этих материалах, действительно были актуальными и дискуссионными. Когда организаторы кинофестиваля «Бок о Бок» предложил мне стать куратором этой рубрики я согласился, потому что считаю крайне важным существование пространства, которое могло бы обеспечить высказывание экспертного мнения по злободневным вопросам ЛГБТ-сообщества. «Бок о Бок» - это не только о кино. Потому что любое кино будет «о чём то». Главные герои фильмов, попадающих в программу кинофестиваля – это лесбиянки, геи, бисексуалы и трансгендерные люди, которые просто живут. И жизнь их сталкивает с разного рода ситуациями, вопросами, проблемами, из которых они ищут выход и на которые они ищут ответы. Право на равенство ЛГБТ и гетеросексуалов в различных сферах жизни, (не)приятие и (не)понимание со стороны родственников, близких, коллег, гомофобия и трансфобия, отношения с Богом и религией, самоосознание и самопринятие – вот лишь небольшой перечень тем, которым посвящены фильмы кинофестиваля. В рубрике «Горячая тема» будет предоставлено слово различным экспертам, ЛГБТ-активистам и правозащитникам, психологам и социологам, журналистам, а также, конечно же, вам – нашим зрителям. Каждый месяц мы будем размещать новый материал на определённую тему. Мы хотим, чтобы эти материалы вызывали дискуссию и были интересны как постоянным посетителям нашего сайта, так и случайным посетителям, поскольку мы верим, что в диалоге можно прийти к конструктивному решению тех проблем, с которыми сталкивается ЛГБТ-сообщество.
Для нас важно читать ваши отклики, а также предложения тем для обсуждения. И если у вас будет желание высказаться на какую-то злободневную тему в форме статьи для рубрики, то мы также этому будем рады и просим присылать вас свой текст на адрес [email protected]
_________________________________________________________________________________________ «Я гневался на церковь, но никогда не гневался на Бога». Пастор Джим Малкехи родился в южной части Бостона в 1943 году, в июле 1961 года в возрасте 17 лет вступил в Общество Иисуса (иезуиты); в 60-х и начале 70-х был миссионером в Багдаде и Каире, работал душепопечителем в хоспис; в настоящее время пастор в Церкви Городского Сообщества (Metropolitan Community Church) и рукоположенный православный священник. Живёт в Украине. Церковь Городского Сообщества (Metropolitan Community Church) – протестантская христианская церковь, имеющая общины в 37 странах мира, одна из первых христианских церквей, которая стала открыто принимать ЛГБТ-людей. В середине марта Джим по приглашению ЛГБТ-служения «Nuntiare et Recreare» приезжал в Петербург для того, чтобы встретиться с ЛГБТ-верующими нашего города. 14 марта в рамках семинаров по правам человека Джим выступил на Смольном факультете свободных наук и искусств с темой «Христианство и ЛГБТ: вечное противостояние или примирение?». После выступления с ним пообщался Валерий Созаев. Валерий Созаев: Джим, большое спасибо за твоё согласие на это интервью. Расскажи, пожалуйста, свою историю, как ты осознал свою гомосексуальность? Джим Малкехи: Поскольку родился я давно, в 1943 году, тогда об этом не говорили. И когда я почувствовал влечение к мальчикам, то я думал, что я один такой, поскольку тогда и слов для обсуждения этого не было. Может быть, когда мне было 13-15 лет, с некоторыми моими друзьями мы говорили о мастурбации и иногда делали это вместе. Но для них это было как эксперимент, а для меня это было частью моей индивидуальности, поскольку в отличие от них я не хотел, чтобы у меня была девушка. Я хотел то, что мы делали с ними. Я родился в очень религиозной семье, учился в только в католических школах и думал о том, что я стану католическим священником. Но в то время у меня было очень невзрослое мышление. И я думал, что мои влечения не будут для меня проблемой, поскольку католические священники живут в целибате, воздерживаясь от секса, и я смогу жить без секса и не буду грешником. Но когда я приехал учиться в семинарию, а она была расположена на расстоянии от города, то первое, с чем я столкнулся, - что там было 220 юношей в возрасте от 18 до 22 лет. Как известно, это один из самых сексуально активных периодов, и все эти юноши испытывали сексуальное желание и влечение. А поскольку девушек там не было, то они все, даже если были гетеросексуальными, занимались сексом друг с другом, поскольку другой возможности не было. И они все испытывали чувство вины. Нас учили тому, что дисциплина поможет решить все проблемы. Но она не помогала. В этом религиозном сообществе я оставался 11 лет. И потом я понял, что больше не могу там оставаться, поскольку хотел быть открытым геем и хотел иметь сексуальные отношения без чувства вины. И я ушёл из католической церкви. ВС: В каком году это было?
ДМ: В первый раз это было в 1972 году. В то время, когда я ушёл из церкви, я тогда жил в Египте. После этого я вернулся в Америку. И единственное, что я знал, это как учить преподавать и как работать в церкви. Поэтому я получил должность в католической церкви, мои обязанности заключались в том, чтобы я учил учителей – преподавателей религии.
ВС: Повлияло ли как-то на твоё решение уйти из церкви в первый раз, в 1972 году, растущее и набирающее силу ЛГБТ-движение в Америке в те годы? ДМ: Нет, не повлияло. Но это было вызвано развитием ЛГБТ-движения внутри меня. Я нуждался в том, чтобы быть открытым гомосексуальным мужчиной. ВС: А откуда возникло это желание? ДМ: У меня никогда не получалось быть закрытым человеком и быть скрытным, поскольку скрытность вызывала у меня внутреннюю разобщённость с самим собой. Я хорошо выполнял свою работу для церкви, но я на самом деле хотел, чтобы у меня был бойфренд. Я хотел ходить в клубы. Я хотел жить обычной жизнью, а не жизнью священника. Когда я стал работать в госпитале, я стал полностью, стопроцентно открытым для всех. Потому что туда я пришёл уже будучи открытым гомосексуалом. В эти годы мы начали сталкиваться со случаями ВИЧ/СПИДа, и в наш госпиталь стали поступать люди с этим диагнозом. И я стал очень активным в движении против ВИЧ/СПИДа, и только потом я стал ЛГБТ-активистом. ВС: Сейчас в России очень многие ЛГБТ говорят о том, что они не должны и не хотят быть открытыми, что они живут своей жизнью и никого не должна интересовать их личная жизнь. Почему для тебя тогда важно было быть открытым?
ДМ: Для меня быть открытым было не опасно. Не так опасно, как здесь. Моя семья знала и принимала меня. То место, где я работал, было безопасным местом, там никто не подвергал меня какому-то насилию. Мне не нужно было быть с женщинами, чтобы притворяться кем-то. Это не было проблемой – быть открытым. ВС: Означает ли это, что те люди, которые после камин-аута имеют проблемы на работе, являются плохими работниками?
ДМ: Конечно, нет! Это означает, что ситуация, в которой они оказались, гомофобна. Например, я работал в госпитале, и очень многие мои начальники и сотрудники, вместе с которыми я работал, – женщины, а женщины более толерантны. Тогда, когда я начинал работать в госпитале, начиналась эпидемия ВИЧ/СПИДа, и очень многие люди умирали. Ни один католический священник в окрестностях моего госпиталя не хотел говорить с людьми о СПИДе. И я каждое воскресенье ездил в разные католические приходы и говорил о христианском отклике на эпидемию ВИЧ/СПИДа. Священники нуждались во мне.
ВС: Но всё-таки, когда ты решил быть открытым геем, тебе пришлось уйти из церкви. Если бы твоя церковь принимала гомосексуальность, принимала возможность для священников жить в однополом партнёрстве, тебе бы тогда не пришлось уходить из церкви? ДМ: Я бы всё равно ушёл. Причина в том, что католическая церковь не рукополагает женщин в священники. Но я знал очень многих женщин, обычно монахинь, которые хотели быть священниками и которые были квалифицированы в этом вопросе, но церковь не позволяла и не позволяет им быть больше, чем просто монахинями. И я не хотел быть в обществе, которое ведёт себя подобным образом. ВС: И когда ты ушёл из католической церкви, ты пришёл в Церковь Городского Сообщества?
ДМ: Нет. Когда я ушёл из католической церкви, я начал работать в больнице. И я занят был там шесть дней в неделю: шесть дней, шесть ночей, потому что я всегда был на вызовах. А воскресенье я гулял, спал, ел, так я его проводил. В 2000-м году мне поставили диагноз - рак, я почувствовал, что нуждаюсь в сообществе вокруг меня. В 2009 году я уехал в Румынию, чтобы работать с местной общиной Церкви Городского Сообщества в течение трёх месяцев. И тогда я стал думать о том, что больше не хочу быть пастором, а хочу заниматься чем-то другим. И в 2010 году я первый раз приехал на Форум ЛГБТ-христиан Восточной Европы и Центральной Азии, который тогда проходил в Киеве, и я понял, что это то, чем я хочу заниматься. Тогда я и переехал в Украину. Потому что в Украине, в России не было голоса либерального христианства. И я подумал, что мой жизненный опыт поможет лидерам групп здесь. И приезжая каждый раз, я оставался всё на более долгое время. Никто не оплачивал мои расходы, я тратил собственные накопления на эти поездки. И только в прошлом году Церковь Городского Сообщества заплатила за мою поездку в Москву и Бишкек. В этом году Церковь Городского Сообщества оплатила эту мою поездку по России: в Самару, Санкт-Петербург и Москву.
ВС: Возвращаясь к Церкви Городского Сообщества, расскажи, чем эта церковь особенная? ДМ: Две замечательные вещи: во-первых, это церковь, во-вторых, это движение. После того, как Джин Робинсон стал первым открытым геем-епископом в Епископальной церкви США, он участвовал в Международной встрече Церкви Городского Сообщества в Канаде, кажется в 2008 году. И он сказал: «Без Церкви Городского Сообщества церкви не смогут стать открытыми к ЛГБТ. Без Церкви Городского Сообщества у нас никогда бы не появились новые прочтения Библии или инклюзивный язык, когда мы не говорим о Боге всё время «Он, Он, Он», а можем говорить о Боге как-то по-другому». И мне интересно работать с Церковью Городского Сообщества, потому что это движение, которое помогает церквям становится открытыми. И даже католические и православные священники обращаются к нам за информацией, которая поможет им по-новому понимать какие-то вещи и быть более открытыми. И это священники из Херсона, Черкасова и многих других мест, в том числе в России. Каждый день я общаюсь с людьми из различных городов, и они нуждаются в помощи. Я думаю, что это очень важная работа. Вот почему мне нравится Церковь Городского Сообщества. ВС: Вопрос, который очень часто задают в России: «А зачем ЛГБТ-людям церковь? Церковь не принимает ЛГБТ, она ненавидит нас, так, может быть, уйти и забыть об этом, походить к психотерапевту, чтобы излечить свои травмы, и вообще как можно верить в этот сборник старых древнееврейских мифов?» ДМ: Я думаю, что психотерапия для некоторых людей – это очень хороший способ излечения. Но я также уверен в том, что людям необходим механизм, который поможет им излечиться от различных форм духовного злоупотребления (spiritual abuse), которое они пережили. И для некоторых представителей ЛГБТ-сообщества церковь не является правильным ответом. Но также некоторое количество ЛГБТ нуждаются и хотят быть частью церковного сообщества. И они хотят оставить в своей вере то, что приносит им облегчение, они хотят молиться вместе. Но те ЛГБТ, которые не нуждаются в церкви, – пожалуйста, они могут найти ответы на свои запросы в других верованиях, учениях или философиях. Но для кого-то принадлежность к церкви действительно является важной. И мы это видели на Форуме ЛГБТ-христиан: люди действительно нуждаются в каких-то вещах, и мы вместе это делаем. ВС: Но возникает вопрос о том, что ЛГБТ-христиане подобны евреям-антисемитам… ДМ: Из своего личного опыта я могу сказать, что я гневался на церковь, но никогда не гневался на Бога за то, что делает церковь. И я хочу быть сопричастным с сообществом верующих и поклоняться Богу без всякой ерунды. Для меня это важно и значимо, и для многих других представителей ЛГБТ-сообщества это важно и значимо. Но я считаю, что в духовных исканиях людей не принципиально, каким духовным путём они идут, важно лишь то, что любой путь, которым они идут, значим и важен для самих людей. И я убеждён, что в каждом человеке есть внутреннее пространство, которое можно наполнить только духовными вещами, и его нельзя наполнить материальными вещами, например, сексом или алкоголем или чем-то другим. И существуют другие духовные пути, например, йога или буддизм, и если это работает для человека – отлично. ВС: А есть проблемы в коммуникации в западном ЛГБТ-сообществе между ЛГБТ-верующими и ЛГБТ-атеистами? ДМ: Я встречал в своей жизни многих ЛГБТ, которые называли себя атеистами, но на самом деле они не были атеистами, они просто были злы на церковь, и расстроены её отношением, потому что их просто выкинули из церкви. Они называли себя неверующими, но в действительности это был гнев на церковь, а не атеизм. Я лично не вижу никакой проблемы в отношениях ЛГБТ-верующих и ЛГБТ-неверующих. ВС: Ты рукоположенный священник католической церкви, ты пастор Церкви Городского Сообщества, но также ты и рукоположенный священник православной церкви. Можешь рассказать немного об этом? ДМ: С начала 1970-х годов моё католическое рукоположение прекратило своё существование. Но для того, чтобы быть пастором в Церкви Городского Сообщества, мне было необходимо иметь «лицензию священника» (clergy license). Они приняли моё рукоположение из католической церкви. Я переписывался с одним православным епископом, и я написал ему, что первый вопрос, который чаще всего мне задают в Украине: «Ты православный?» И этот епископ спросил меня: «А почему ты не православный?» Я ответил ему: «Я много и часто работаю с православной церковью, знаю её традиции, литургию, но раньше у меня не было причины быть рукоположенным в ней». Он сказал: «Я думаю, это может помочь в твоей работе, если я тебя рукоположу». Я сказал: «Хорошо. Но у меня есть два условия. Поскольку я уже был рукоположен в католической церкви, то мне не нужно ещё раз проходить хиротонию. Но поскольку в этом году исполняется 50 лет, как я служу Богу, то я бы хотел, чтобы это таинство было совершено, поскольку мне хочется подтвердить свою клятву служения Богу». Также я сказал ему включить в литургический текст одну фразу: «Я буду служить священником для ЛГБТ-сообщества». И он согласился на это. Так я стал православным священником. ВС: Большое спасибо, Джим, за это интервью. Напоследок не мог бы ты сказать несколько слов тем ЛГБТ-верующим, которые прочтут это интервью? ДМ: Самая важная мысль, которую церковь должна проповедовать для всех ЛГБТ-людей, это то, что Бог любит вас такими, какие вы есть. И вас невозможно «излечить от ЛГБТ», потому что это не болезнь. И у вас есть столько же прав называть себя христианином, или верующим, или религиозным человеком, как и у всех остальных.
Интервью взял Валерий Созаев. |
Назад на предыдущую страницу