30 апреля 2010 В поисках голубого гена. Биология - не судьба. Перевод с английского Алексея Тимбула Несколько лет назад Джеймс Ватсон, получивший Нобелевскую премию за открытие ДНК, защищая право женщин на аборт, возобновил спор о так называемом гей-гене. Британские газеты процитировали его высказывание: «Если обнаружится ген, определяющий сексуальную ориентацию, а женщина не хочет гомосексуального ребёнка, ну, разрешите ж ей (сделать аборт)». Общественная реакция на это заявление была сфокусирована на гомофобии Профессора Ватсона, а не отношения его сути к репродуктивному выбору. Почти никто не обратил внимание на то, что известный учёный пропагандировал сомнительные теории о генетической причинности гомосексуальности. По теории гей-гена, генетические факторы несут ответственность за сексуальную ориентацию и программируют наше влечение к партнёрам того или иного пола. Это упрощённый детерминистский тезис: А вызывает Б. Я не спорю, что гены (и внутриутробные гормональные процессы) влияют на сексуальную ориентацию. Научные доказательства этого представлены в книге 2005 года «Врождённый гей», которую написали Гленн Уилсон из Лондонского Института Психиатрии и Кази Раман, психобиолог из Университета Восточного Лондона. Однако, не смотря на предположения авторов, влияние не есть причинность. Гены и гормоны могут выявить склонность человека к той или иной сексуальности. Но на этом дело заканчивается. Склонность и предопределённость – разные вещи.
У всех теорий биологического программирования сексуальной ориентации есть большая проблема. Если и гетеро- и гомосексуальность предрешены генетически и от того являются неизменяемыми и противоположными, то как объяснить бисексуальность или людей, неожиданно меняющих свою ориентацию по ходу жизни? Никак. Несколько лет спустя команда Кинзи описала случай, когда молодая замужняя женщина, после десяти лет счастливого брака, неожиданно влюбилась в подругу. Разведясь с мужем, она стала жить с этой женщиной. Через многих лет, не смотря на успешные лесбийские отношения, у неё был не менее успешный роман с мужчиной. Примеры подобной сексуальной гибкости не вписываются в жёсткие рамки эротической предопределённости. Один из первых главных сторонников теории гей-гена, профессор Дин Хеймвер, уже усомнился, что нечто столь сложное как сексуальная ориентация может быть объяснено исключительно генетической наследственностью. Похоже, он понимает, что даже если генетические факторы определяют склонность человека к гомосексуальности, это не является причинно-следственной связью. Многие исследования указывают на влияние социальных факторов при формировании сексуальной ориентации. В их число входят: отношения ребёнка и родителей, детский опыт, семейные ожидания, культурные нормы и влияние сверстников. И всё это двигает людей к гетеросексуальности. Примерно к пяти или шести годам из совокупности биологических и социальных элементов складывается сексуальный фундамент человека. Так как это фиксируется в столь раннем возрасте, многие геи и лесбиянки ощущают, что были гомосексуальны всё свою жизнь и приходят к ошибочному выводу, что это нечто врожденное и их сексуальность – генетическая. Гей-ген также удобен для них в качестве защиты от риторики религиозного консерватизма, которая рассматривает однополые отношения просто как выбранный стиль жизни. Фундаменталисты коренным образом не правы. Никто не решает в одночасье быть геем или гетеросексуалом. Сексуальная ориентация – это не выбор схожий с тем, какое печенье купить в супермаркете. Мы не выбираем предрасположенность своей сексуальной ориентации. Свобода выбора заключается в том, чтобы принимать или подавлять свои истинные сексуальные и эмоциональные желания. Степень относительного влияния как биологических, так и социальных факторов на сексуальную ориентацию, по-прежнему не ясна. Но ясно то, что если бы гомосексуальность была обоснована преимущественно генетикой, можно было бы предполагать её проявление в одинаковых условиях и формах, во всех культурах и эпохах. Однако антропологи Члеллан Форд и Фрэнк Бич показали в 1965 году в «Модели сексуального поведения», что однополое сексуальное влечение не является единым межкультурным понятием и частота и формы его выражения широко варьируются в различных сообществах. Они обнаружили, что в некоторых племенах (Аранда в Австралии, Сиван в Египте, Батак на Суматре, Анга в Меланезии и другие) молодые парни вступали в зачастую многолетние отношения со старшими воинами в процессе ритуального перехода во взрослую жизнь. В конечном итоге, их гомосексуальные контакты прекращались, и они обращали своё желание на женщин. Если бы сексуальная ориентация фиксировалась при зачатии, как это полагают сторонники теории гей-гена, то эти мужчины никогда не могли бы так запросто переходить от гомо- к гетеросексуальным отношениям. Также с исторической точки зрения, существует яркая несоразмерность проявления гомосексуальности в разных эпохах. Однополые отношения в Древней Греции очень отличались характером и распространённостью от Китая времён Конфуция, Италии эпохи Ренессанса, Японии Мейдзи, Англии при Тюдорах или США конца 20-ого века. Моральные устои, идеология и культурные нормы совместно с моделями внутрисемейных отношений являются единственным возможным объяснением таких кардинальных исторических различий. Не смотря на очевидную теоретическую и практическую слабость аргументов, теория генетической гомосексуальности обрела популярность и активно пропагандируется многими представителями движения за права геев и лесбиянок, особенно в США. Спешка, с которой эти недоказанные и сомнительные теории вошли в обиход, указывает на страшную нехватку самоуверенности и довольно печальное и отчаянное стремление узаконить гомосексуальное влечение. Будто бы те, кто развивает эти теории, не верят, что мы не достойны прав человека, пока не докажем гей-врождённость, и что гомосексуальность нам не подвластна. «Мы не можем не быть голубыми и розовыми, пожалуйста, не обижайте нас!» Кажется, в этом заключается умоляющий подтекст тезиса гей-гена. Неужели не достаточно претендовать на права человека, просто будучи человеком? Причина нашей гомосексуальности не имеет отношения к требованиям справедливости. Мы должны рассчитывать на уважение независимо от того родились или стали такими, неважно является гомосексуальность выбором или нет. Обратная сторона идея «гей-врождённости» - предположение, что геями становятся поневоле. Этот аргумент был использован во времена кампании против пятнадцатилетнего гомофобного закона «Секция 28», которые запрещал так называемую пропаганду гомосексуальности муниципалитетами с 1988 по 2003 год. Та же риторика всплыла в 1990-х во время лоббирования Британского парламента об установлении единого возраста согласия на секс в 16 лет для гей- и гетеро-отношений. Сторонники «Секции 28» и противники единого возраста мотивировали свою позицию убеждениями, что молодёжи необходима защита от «насильственного втягивания и соблазнения в гомосексуальный стиль жизни». Некоторые представители гей-сообщества ответили, что невозможно сделать из кого-то гея и что ранний однополый эпизод не способен заставить гетеросексуального человека стать гомосексуальным. С одной стороны, они правы. Похоже, что сексуальная ориентация определяется на первых годах жизни. Для большинства, последующие изменения невозможны. Однако с взрослением, вполне возможны перемены в способностях принимать и выражать ранее подавленные гей-желания. Якобы гетеросексуальный человек может, к 30-и годам или позже распознать однополое влечение, которое спало в подсознании с детства. Позитивное отношение общества к гомосексуальности может помочь такому человеку разобраться и справиться с этими скрытыми чувствами. Парадокс, но гомофобы ближе к истине, чем многие гей-активисты. Многие люди примут свои гомоэротические желания, когда с однополых отношений снимутся общественный позор и наказания, а гей-любовь и страсть будут воспеты. С этой точки зрения, вполне уместна пропаганда лесбийской и гей- сексуальности. Людей, испытывающих чувство вины в отношении своих гомосексуальных склонностей, нужно воодушевлять на принятие однополого влечения и соответствующие действия. Если будущие поколения буду расти в гомо-позитивной среде, возможно однополые отношения возникнут у многих людей, если не на всю жизнь, то на значимые периоды. Такой прорыв в гомо-сексе радикально подорвёт социальную подоплёку гомофобии. В подобном сексуально-раскрепощённом обществе, где гомосексуальность нехулима, ненаказуема и даже банальна, её не надо будет больше объяснять или защищать. И разделения личностей на гомосексуальных и гетеросексуальных станет, наконец-таки, излишним. Ура! Чтобы узнать больше о Питере Тэтчелле и его кампаниях за права человека, смотрите: www.petertatchell.net |
Назад на предыдущую страницу