Назад на предыдущую страницу

Первые дни IX «Бок о Бок»: видимость трансгендерных людей и открытость ВИЧ-положительных

IX ЛГБТ-кинофестиваль «Бок о Бок» успешно стартовал показом 16 фильмов, снятых на разных континентах – короткометражных и полнометражных, игровых и документальных. При всем многообразии тем, затрагиваемых в этих картинах, наиболее важными и настойчивыми оказались две из них. Во-первых, это видимость транс*людей, их многолетняя борьба за признание и достоинство, а также репрезентация трансгендерности в медиа. Вторая же тема – стигматизация ВИЧ-положительных людей как одна из самых болезненных проблем гей-сообщества.

Во второй день фестиваля показали израильский документальный фильм «Кто теперь меня полюбит?» На показ приехали один из режиссёров ленты Барак Хэйманн и герой, Саар Маоз, после сеанса они ответили на многочисленные вопросы зрителей. 18 лет назад Саару, молодому еврею из ортодоксальной семьи, из-за своей сексуальной ориентации пришлось оставить родной религиозный кибуц и поселиться в Лондоне. Спустя годы он вернулся на родину, чтобы добиться принятия родственниками. Последние, в свою очередь, с переменным успехом борются со стереотипами и страхами, пытаясь примириться с сыном и братом, геем с ВИЧ-положительным статусом. Израильская картина в предельно эмоциональной и бесстрашной манере говорит о том, как религиозные предрассудки производят изгоев, но и о том, что любовь и эмпатия способны преодолеть тысячелетние традиции подавления и исключения.

Третий и четвертый дни фестиваля были невероятно насыщенными по количеству и качеству представленных фильмов. Субботние показы начались со сборника короткометражек «Коротко о главном». Девять ЛГБТ-фильмов со всех концов света, в том числе мрачная британская драма о любви гопницы из депрессивного района к беженке из Афганистана, забавная ирландская комедия положений о превратностях любви, трогательная норвежская картина о пожилой гей-паре, проводящей последние дни вместе, чувственная мексиканская зарисовка про двух парней, которых захлестнула внезапная страсть и другие.

Затем гости фестиваля посмотрели два документальных фильма, посвященных истории транс-движения в США. Серия документальных портретов «Мы прошли через многое» в коротких пятиминутных зарисовках рассказывает о судьбах и борьбе активист_ок, отвечавших в героическом американском ЛГБТ-активизме за букву «Т»: от героя гражданской войны 1860-х, транс-мужчины Альберта Кашиера до зачинщиц Стоунволльского бунта. Самый трогательный персонаж этого пантеона героев и героинь – Марша Пи Джонсон, афроамериканская драг-квин, активистка ЛГБТ-движения, актриса и модель, по доброте и отзывчивости практически святая, чьё тело в начале 1990-х было найдено в реке и в чью честь назвала свою группу Энони – самая известная трансгендерная певица. Вторая картина, показанная на «Бок о Бок» почти за месяц до официальной премьеры на канале HBO – часовой документальный фильм Тимоти Гринфилда-Сандерса «Транс-список» – серия интервью с абсолютно разными людьми, рассказывающих об опыте принятия себя, об отторжении циснормативным обществом, о трудностях транс-перехода.

Показ обоих фильмов завершился любопытной дискуссией о репрезентации транс*людей в медиа и кино, с участием Кейла М. Кигана, профессора гендерных исследований и истории транс*движения из Государственного университета Гранд-Вэлли в штате Мичиган, а также петербургской транс-активистки Екатерины Мессарош. В ходе разговора обсудили в том числе и тот факт, что вплоть до последнего времени трансгендерных персонажей в кинематографе всегда изображали цисгендерные актеры и актрисы, а кроме того – почти полную невидимость транс*мужчин в массовой культуре.

Завершился третий день показом документальной биографии выдающегося американского художника Роберта Мэпплторпа. Двухчасовой байопик Мэпплторпа необычайно откровенен: друзья умершего в возрасте 42 лет от СПИДа фотографа рассказывают о его сексуальной ненасытности, о почти ежедневных поисках партнеров/моделей в одиозном нью-йоркском гей-сексодроме «Шахта», об удивительном умении сочетать в себе чистоту и порочность, о стремлении разбогатеть и о последних тяжелых днях в агонии.

Четвертый день начался с документальной картины хорватского режиссера Хрвое Мабича «Болезнь». После показа режиссер рассказал о том, насколько тяжело было снимать этот откровенный и невеселый фильм (в частности, сцена расставания героини с партнершей – постановочная), а киновед и продюсер Александр Марков заметил, что грань между игровым и документальным кино сегодня предельно размывается.

Тему открытости ВИЧ-позитивных людей продолжила шокирующая и вместе с тем до крайности романтическая игровая французская лента «Тео и Юго в одной лодке. Париж, 5.59». Герои знакомятся буквально в процессе оргии в одном из парижских клубов. Выйдя на ночную улицу, они выясняют, что контакт был незащищенным, а один из них с положительным ВИЧ-статусом. После показа режиссёры Оливье Дюкастель и Жак Мартино предстали перед аудиторией. Они отвергли какую-либо связь их фильма с отвратительным шедевром Гаспара Ноэ «Необратимость» («Тео и Юго» начинается с 20-минутной, максимально откровенной секс-сцены в красном свете): по их словам, задача была показать, как любовь двоих мужчин начинается не с чинного знакомства в гостях или романтического чата, а с жесткого телесного контакта. Дискуссию поддержали сотрудники и волонтеры российской ВИЧ-сервисной организации «Позитивный диалог», в частности, сравнивая помощь государственной медицины ВИЧ-положительным людям во Франции и в России – разумеется и к сожалению, не в пользу последней.

Завершился четвёртый день показом польской документальной ленты «Зовите меня Марианной» (режиссёрка Каролина Белявска). Эта парадоксально светлая история рассказывает о тяжелейших днях в жизни героини – 47-летней трансгендерной женщины. Марианна судится с родителями, добивается паспортного удостоверения истинного пола, едет в Варшаву на финальную операцию по вагинопластике, безуспешно пытается наладить контакт с бывшей женой и взрослыми детьми. Затем её ждёт внезапная встреча с мужчиной, который её полюбит, страшный удар, медленный процесс возвращения к жизни. Фильм, финальные титры которого озвучены душераздирающей песней Энони «Another world», как никакой другой был уместен 20 ноября – в Международный день памяти трансгендерных людей, пострадавших от трансфобии. Впереди еще шесть фестивальных дней и множество прекрасных фильмов: от биографий великой певицы Дженис Джоплин и бесстрашного Грега Луганиса, первого открытого ВИЧ-положительного гея в мире большого спорта, до впервые показываемых на фестивале картинах на темы интерсексуальности и жизни ЛГБТ-людей с инвалидностью.

Стоимость входных билетов: 200-300 рублей.

Подробная информация и расписание:

https://archive.bok-o-bok.com/saint-peterburg-2016.asp

vk.com/fest_bokobok facebook.com/bokobok instagram.com@sidebysidefest

#sidebysidefest #бокобокфест

Фото- и видеосъемка только по предварительной аккредитации: 

[email protected] | Телефон 8-911-275-92-08

Вход на все мероприятия только для совершеннолетних. 18+

 Комментарии



Опубликовать в социальные сервисы