Назад на предыдущую страницу

«Бок о Бок»: мнение Игоря Кона

Ниже привожу письмо Игоря Кона по поводу интервью в "МК в Питере"

Проглядел заметку в МК. Все-таки занятная у нас пресса...

Сожаление о том, что кинофестиваль оказался закрытым для широкой публики, я выражал всюду, но винил в этом не организаторов фестиваля, который оцениваю однозначно положительно, а городские власти.

Суждений о том, надо ли было отменять мероприятие в "Буквоеде", я вообще не высказывал, - это вопрос не моей компетенции, а компетенции организаторов фестиваля и владельцев книжного магазина. Думаю, что как тем, так и другим, любой скандал, не говоря уже о погроме, был нежелателен. Насколько велика была опасность чего-то подобного, я судить не могу.

Сожалеть, что не состоялась "дискуссия со скинхедами", я точно не мог. Это явно не моя аудитория. Насколько мне известно, скинхеды книг не обсуждают.

Кстати, хотя встреча в "Буквоеде" была частью кинофестиваля, ее темой была не однополая любовь, а маскулинность в современном мире. Это гораздо более широкий вопрос, и люди хотели обсуждать именно его. 

Заметка И. Кона по итогам фестиваля

В конце октября мне выпала честь быть членом жюри ЛГБТ кинофестиваля в Санкт-Петербурге. Это было чрезвычайно важное культурное событие. Люди с необычной гендерной идентичностью или сексуальной ориентацией –  органическая часть нашего  общества и мировой культуры.  Художественное, в том числе – кинематографическое  отражение и осмысление их жизненных проблем позволяет остальным лучше понять не только их, но и самих себя. 
 
Мировое киноискусство уделяет этой теме серьезное внимание. Известный французский киновед Дидье Рот-Беттони  в книге «Гомосексуальность в кино» (Didier Roth-Bettoni “L’homosexualite au cinema”. Paris: La Masardine, 2007, 750 страниц) приводит список из 100 наиболее выдающихся, знаковых фильмов (три из них – «Не такой, как все», Германия 1919,  «Девушки  в униформе», Германия 1931,  и «Моя прекрасная прачечная», Великобритания, 1985, были показаны на фестивале), а общий перечень названий превышает 6000.
 
Был ли питерский кинофестиваль успешным?  Несомненно.  Как и вся жизнь ЛГБТ в современной России, он проходил в трудных условиях. В мае 1994 г. первый фестиваль немецких гомоэротических и лесбийских фильмов проходил в Петербурге открыто, в кинотеатре «Спартак», при большом стечении народа.  В 2008 г.  гомофобы его сорвали, в городе не нашлось ни одного клуба,  который осмелился бы провести подобное мероприятие, либо в последний момент там обнаруживался дефицит  противопожарной безопасности.  В этом году организаторам фестиваля помогли западноевропейские консульства, предоставив им не только созданные в их странах фильмы, которыми ими законно гордятся, но и свои культурные центры, где электропроводка и все прочее в порядке.
 
Хотя среди показанных фильмов не было ни одного эротического, небольшие зрительные залы были переполнены, а  публика на всех просмотрах была исключительно  интеллигентной и эстетически чуткой. Весьма содержательным было также  обсуждение  фильмов и связанных с ними социальных и психологических проблем.
 
Жаль, конечно, что фестиваль не смог выйти на более массовую, в том числе – предубежденную аудиторию, но это не вина его организаторов. Любая дискуссия предполагает взаимное желание понять, а не уничтожить друг друга.  Назначение искусства не столько  в том, чтобы что-то доказывать другим,  сколько в том, чтобы способствовать  саморазвитию и формированию собственной идентичности. Самоуважение  и принятие себя  гораздо важнее того, что о тебе  говорят и думают недоброжелательные посторонние.  
 
Успех  фестиваля «Бок о Бок»  убедительно доказывает, что в Петербурге действительно существует ЛГБТ сообщество, которое цементирует не только общая стигма, но и общие культурные интересы.  Я надеюсь, что эта работа будет продолжена, как бы ни развивалась политическая ситуация в стране и в мире.

 Комментарии



Опубликовать в социальные сервисы